Два года тому назад в один из августовских вечеров в дирекцию вечерней школы рабочей молодежи № 58 зашел юноша весьма необыкновенного вида. Пышная шевелюра прикрывалась крохотной кепкой с загнутым кверху козырьком. Воротник серой рубашки расстегнут, брюки помяты. Руки юноша держал в карманах.
- Хочу записаться в школу, - буркнул он и извлек из кармана потрепанные документы.
В производственной характеристике говорилось, что Анатолий Алеко, рождения 1936 года, член ВЛКСМ, работает на заводе слесарем четвертого разряда. Алеко проявляет инициативу в работе, выполняет и перевыполняет производственные нормы.
Положительная характеристика как - то совсем не вязалась с внешним видом Алеко. Хорошо работающего на производстве человека мы привыкли видеть культурным, опрятно одетым, умеющим держать себя среди старших. Алеко не был похож на такого человека. Когда ему ответили, что заявление его будет рассмотрено и он может узнать результаты лишь через неделю, Алеко, не сказав ни слова, грубо хлопнул дверью...
- Да, - заметил кто - то из нас, - много придется потратить сил на воспитание этого парня.
Позвонили на завод. Характеристику об Алеко нам подтвердили. Он живет в рабочей семье, в хороших бытовых условиях, работает неплохо.
Через неделю Алеко снова пришел в дирекцию школы. Он предстал пред нами в том же виде, в той же одежде и даже в той же позе, что и раньше.
- Ну, зачислили? - не поздоровавшись, спросил он.
- Послушайте, молодой человек, - обратились к нему, - почему вы себя держите развязно и почему ходите в грязной рубашке? Что у вас, нечего надеть, что ли?
- Это к делу не касаемо, - ответил Алеко. - Я хочу знать, приняли меня учиться или нет.
- Да, вы зачислены в восьмой класс, - ответили ему, - по документам вы подходите, а вот вид ваш нам не нравится.
- Ну, лады, - изрек Алеко и направился к выходу.
- Что значит лады?
Но вопрос повис в воздухе. Алеко, как и раньше, не желая разговаривать, вышел из комнаты...
... На занятия Алеко ходил аккуратно. Все преподаватели утверждали, что он способный ученик. Но поведение Алеко было и остается неправильным. Ему ничего не стоит поднять возню в классе, пнуть ногой корзину с мусором, сплюнуть при разговоре, толкнуть товарища.
Теперь Алеко учится в девятом классе. Руководители завода по - прежнему отзываются о нем, как о хорошем работнике. Нам приходится удивляться - неплохой работник, способный ученик, а ведет себя совсем недостойно. Неужели комсомольцы из заводской организации ни разу не встречались с Алеко вне цеха? А если встречались, то почему же не заметили ошибок в его поведении? Как бы хорошо ни работал человек, какие бы аттестаты и дипломы ни лежали у него в столе, никто не может уважать его, если у этого человека нет элементарной культуры поведения. К сожалению, еще бывает так: юноша отлично знает математику, а вести себя не умеет. И по неведомой причине ему прощают и грубое слово и оскорбление товарища: «Он, мол, у нас хороший производственник и, кроме того, владеет логарифмической линейкой. А поведение - это мелочь». Нет, это не мелочь! Если человек ведет себя так, как Анатолий Алеко, - это значит, что он плохо воспитан, что ему явно не хватает культуры. И комсомольская организация должна серьезно заняться этим вопросом.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.