Подобно фотоснимку, патефонная пластинка «останавливает время», навсегда сохраняет неповторимые явления. Мало того: у патефонной пластинки есть даже ценное преимущество: на ней запёчатлён не один момент, как на фотоснимке, а довольно длительный непрерывный процесс. Нельзя ли создать аппарат, который служил бы для глаза тем же, чем фонограф для уха, то есть показывал бы не отдельный момент, а процесс движения?
Такая мысль мелькнула у Эдисона, и первоначально он предполагал, что этот аппарат будет одновременно воспроизводить звук и движение. Однако многочисленные попытки осуществить эту идею заканчивались неудачам». Как раз в это время появилась целулоидная фотоплёнка, и помощник Эдисона Диксон предложил использовать её для последовательных снимков движущегося предмета.
Эдисон одобрил этот проект и предложил немедленно приступить к работе, а сам уехал в Европу. Когда он вернулся, Диксон уже мог похвалиться серьёзным успехом. Он торжественно продемонстрировал начальнику первую картину. На небольшом экране появился сам Диксон и, сняв шляпу, произнёс: «Здравствуйте, мистер Эдисон! Надеюсь, вы довольны своим кинетофонографом?» Но Эдисон был доволен далеко не всем. Фотоснимки были недостаточно чёткими, а звук не совпадал с движением. Но сама «ожившая фотография» была настолько интересна, что Эдисон решил отказаться от фонографа и усовершенствовать только аппарат, который показывал движение.
Такой аппарат - кинетоскоп - впервые демонстрировался на Чикагской выставке 1893 года, а через несколько месяцев появился в Европе. Вместо того чтобы показывать «живую фотографию» на экране, Эдисон закупорил движущуюся плёнку в ящик. Это было ошибкой.
В ящике высотою около полутора метров через два увеличительных стекла (окуляра) зритель мог наблюдать состязания фехтовальщиков, выступления акробатов, танцовщиц и другие короткие сценки. Работал аппарат автоматически. Нужно было только опустить монету в отверстие. Это был кинематограф для одного зрителя, и каждый сеанс продолжался всего 30 секунд.
Кинетоскопы появились на вокзалах, в вестибюлях отелей, открылись даже специальные «салоны кинетоскопов», которые пользовались большим успехом и приносили солидный доход хозяевам. Но недолго благоденствовал кинетоскоп...
День рождения
Талантливы и исследователь фототехники Луи Люмьер часто приезжал из Лиона, где находилась его фабрика фотопринадлежностей, в Париж. И каждый раз в свободное время он любил посещать балаганы, цирки и другие народные зрелища, которыми так славилась столица. B 1894 году особенное внимание Люмьера привлекла небольшая палатка с рекламой «Кинетоскоп Эдисона. Здесь показывают движущиеся фотографии».
Люмьер уже давно проводил опыты «оживления фотографии» и теперь, словно зачарованный, стоял у кинетоскопа. Опуская монету за монетой, он в который раз пристально рассматривал причудливые пируэты танцовщицы. Услужливый хозяин, желая угодить увлекшемуся посетителю, по его просьбе приподнял крышку кинетоскопа.
Люмьер легко разобрался в несложном устройстве аппарата. Внутри ящика непрерывно двигалась позитивная фотолента. На каждом из 750 кадров ленты были сфотографированы последовательные положения танцующей балерины. Между лентой и окулярами вращался обтюратор - чёрный диск с узкой щелью. Когда щель пробрала перед глазами зрителя, кадр казался неподвижным. А когда обтюратор закрывал поле зрения, этот кадр сменялся следующим.
Кинетоскоп был для одного зрителя. Люмьер задумал создать массовое зрелище. Вместе с братом Огюстом он правильно решил трудную задачу показа «живых фотографий». Снимки, запёчатлённые на ленте, они стали проектировать на экран. С помощью же специального приспособления им удалось сочетать неподвижность кадра в момент проекции и быструю смену их. Таким образом создавалась полная иллюзия непрерывного движения.
Братья Люмьер запатентовали своё изобретение и вскоре открыли первый в мире «синематограф». Этот день - 28 декабря 1895 года - и считается днём рождения кино.
Каждый сеанс длился только 20 минут, но за это время зрители успевали просмотреть добрый десяток фильмов, как например: «Выход рабочих из фабрики», «Завтрак ребёнка», «Приход поезда». При виде мчавшегося на экране паровоза многие зрители испуганно вскакивали с мест и успокаивались лишь после того, как поезд останавливался. Иллюзия была полной и ошеломляла неожиданностью.
Кино быстро распространилось по всему свету и непрерывно совершенствовалось. Ещё совсем недавно немой экран заговорил и запел, серые тени расцветились живыми красками, а незадолго до начала Отечественной войны в Москве уже демонстрировался первый стереоскопический фильм. Кино стало любимым и доступным искусством, но ещё сравнительно мало известна великая ценность его как средства научных исследований.
«Власть над временем»
Вы на стадионе в самый напряжённый момент футбольного состязания. Мяч у ворот, нападающие и защитники так тесно сплелись в один клубок, что трудно различить отдельных участников игры. Даже за мячом едва уследишь в эти доли секунды, когда спортивный азарт достигает высшего шакала.
А на экране это напряжённое мгновение выглядит совсем по-иному. Невольный взрыв смеха вызывают у зрителей лениво шагающие футболисты, которые так осторожно и бережно прикасаются к мячу, словно он сделан из стекла. И мяч движется с неправдоподобной медлительностью. Мгновение растянулось на десятки секунд. Кино замедлило время.
Или вот из брошенного в землю зёрнышка появляется проросток, затем нежный стебелёк, который на ваших глазах вытягивается кверху, покрывается листьями и расцветает. В природе это явление продолжается месяц - два, а на экране - только одну минуту. Дни сократились до секунд. Кино ускорило время.
Каким образом? Обычно киноаппарат снимает до 24 кадров в секунду, и с такой же скоростью эти снимки проектируются на экран. Но если делать не 24, а 240 снимков в секунду и проектировать их с обычной скоростью, что получится? Движения, которые совершались в течение одной секунды, вы будете наблюдать уже десять секунд, то есть время замедлится. Напротив, если уменьшить число снимков в секунду, скорость движения на экране увеличится.
Теперь нетрудно понять, как снимают рост цветка. Специальный киноаппарат через определённые промежутки времени, например час, автоматически производит съёмку только одного кадра. За сутки аппарат снимает 24 кадра, а на экране они проходят за секунду. Вот как целые сутки сокращаются до секунды, а два месяца - до минуты!
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.