Победители времени

А Шур| опубликовано в номере №445-446, декабрь 1945
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ускоритель и замедлитель

Скромный молодой человек Фотерингей внезапно обнаружил, что может исполнить любое своё пожелание. Его приятель Мейдинг предложил ему воспользоваться необыкновенным даром творить чудеса и остановить течение времени.

- Остановите вращение Земли. Понимаете? Тогда и время остановится! Этим мы никому не причиним вреда.

Но Мейдинг жестоко ошибся. Когда Земля перестала двигаться, всё на ней превратилось в груду обломков. Уцелел только «творец чудес» Фотерингей, и то лишь потому, что своевременно успел обезопасить себя. Затем он осуществил два последних пожелания: вернул мир к прежнему состоянию и освободился от своего опасного дара творить чудеса...

Об этой необыкновенной попытке «остановить время» поведал нам Уэллс в фантастическом рассказе «Человек, который мог творить чудеса». Герой другого рассказа, «Новейший ускоритель», профессор Гибберн изобрёл снадобье, которое одаряло человека способностью в мгновенья переживать часы, то есть в сотни раз ускорять время. Затем Гибберн намеревался изобрести ещё и «замедлитель», который позволил бы «растянуть секунды на несколько часов».

Но всё это - фантастика. А на самом деле, можно ли остановить, ускорить или замедлить время? Ведь паровоз, автомобиль, самолет сокращают пространство. Ещё большую власть над ним дают телеграф, телефон, радио. А время? В каком смысле мы можем говорить о власти над временем?

Стробоскоп

Совсем простая игрушка: кусочек картава, прикреплённый к волчку. На одной стороне картона нарисована клетка, на другой - птичка. Когда волчок быстро вращается, птичка оказывается в клетке: два рисунка сливаются в один.

Такая игрушка - тауматроп - впервые появилась 120 лет назад и восхищала не только детей, но и взрослых. Через 6 лет бельгийский физик Плато изобрёл более сложный прибор-стробоскоп. Здесь в один образ сливались уже не два, а несколько рисунков.

И стробоскоп устроен очень просто: два одинаковых по величине диска свободно вращаются на общей оси. В первом диске прорезаны узкие вертикальные щели, а на втором - против каждой из щелей помещены рисунки последовательных движений циркача, жонглирующего шаром. Вот и все. Если быстро вращать эти диски, то неподвижная фигурка жонглёра оживает. В мелькающие перед глазом щели диска видно, как жонглёр, передвигая ноги, играет шаром.

Позже и стробоскоп был усовершенствован, но оставался только забавной игрушкой. Правда, 100 лет назад австрийский педагог Ухациус задумал попользовать этот прибор для учебных занятий. Он приладил стробоскоп к «волшебному» (проекционному) фонарю и демонстрировал на экране движущихся людей. Однако на экране люди двигались рывками, толчками. И понятно, почему: художник, рисовавший картинки для стробоскопа, не мог точно изобразить все последовательные положения движущихся людей.

Здесь на помощь пришла фотография, которая была изобретена в 1838 году и быстро получила широкое применение в науке и технике. Ведь фотопластинка может запечатлеть не только человека или красивый пейзаж, но любое явление в определённый момент времени. В сущности именно фотография дала возможность «останавливать время», то есть сохранять навсегда в неизменном виде изображение предмета или события, притом с такой точностью, какая недоступна ни одному художнику.

Но как запечатлеть процесс движения? Казалось бы, просто: сделать несколько последовательных фотоснимков движущегося предмета, а затем поместить их в стробоскоп. Но - увы! - это было совсем не так просто. Для того чтобы показать, например, идущего человека, приходилось фотографировать его в искусственных позах - поочерёдно то с поднимаемой, то с опускаемой ногой. Такие фотоснимки были лучше рисованных картинок, но всё же полной иллюзии движения не давали: ещё слишком велики были промежутки времени между соседними снимками.

Остроумный выход нашёл французский учёный Марэй. Он вовсе не интересовался туманными картинками на экране, а тщательно исследовал полёт птиц. Чтобы изучить последовательное положение крыльев летящей птицы, Марэй должен был сделать ряд непрерывных снимков. Вот для этого он и придумал фоторужьё.

Вместо магазинной коробки в этом «ружье» помещалась круглая фотопластинка, которая автоматически передвигалась после каждого снимка. На такой пластинке можно было быстро, один за другим, сделать 12 последовательных снимков. Однако их было недостаточно для того, чтобы запечатлеть многочисленные и сложные элементы полёта.

Тогда ученик Марэя, Демени, предложил заменить стеклянную пластинку бумажной лентой, покрытой светочувствительным слоем. Ведь ленту можно взять достаточно длинную, чтобы сделать на ней сколько угодно снимков. Вскоре американская фабрика фотопластинок стала выпускать целулоидную ленту, и Марэй в 1893 году уже пользовался такой фотоплёнкой для своих снимков. В том же году появилось новое изобретение Эдисона - кинетоскоп, который оригинально решил задачу «оживления фотографии».

Ошибка Эдисона

Однажды утром в редакцию американского научного журнала пришёл Эдисон и поставил на стол редактора Бича небольшой ящик с рукояткой. Бич стал вращать рукоятку, и тотчас же из ящика раздался голос самого Эдисона: «Здравствуйте! Как вам нравится мой фонограф?»

Редактор широко раскрыл глаза от изумления. Через несколько минут в комнате толпилось множество сотрудников журнала, с восторгом внимавших аппарату, который говорит человеческим голосом. Так в 1877 году появился на свет фонограф- предок нынешних патефонов.

Ни одно из прежних изобретений Эдисона не пользовалось такой популярностью. И немудрено: знаменитый изобретатель открыл возможность фотографировать звук, увековечивать живое слово, музыку, пение.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Образ и натура

Беседа со скульптором М. Манизером