Путевые заметки
На материке о Камчатке я слышал немало чудесного. По рассказам, это уголок, где экзотика и своеобразная романтика жизни и быта народов Севера сохранились в целости и неизменности. Но то, что мне пришлось увидеть, быстро опрокинуло первоначальные представления.
Только прибыв в Петропавловск на Камчатке, я увидел новое лицо края. Могучие, двухсоттонные портальные и плавучие краны, цепь железобетонных пирсов, огромные склады, поток грузовых автомашин - всё это производило такое впечатление, будто мы и не выезжали из Владивостока.
Шумно и оживлённо в порту и городе. По главной улице, носящей имя Ленина, с грохотом проносятся один за другим тяжёлые грузовики. В городе много больших и хороших зданий.
Как и многие исконно русские города, Петропавловск имеет замечательную историю. Русским патриотам на Камчатке не раз приходилось сражаться с иноземными захватчиками. В парке культуры и отдыха, неподалёку от центра города, есть памятник Славы - гранитный обелиск, огороженный тяжёлой якорной цепью. Он напоминает о том, как в 1854 году горстка русских во главе с генералом Завойко отразила натиск соединённой англо-французской эскадры, высадившей здесь десант.
В сквере близ рыбного порта стоит другой памятник. На тёмно-сером граните вырезаны слова: «Героям-курильцам». Этот памятник поставлен в честь бесстрашных воинов Камчатки, громивших японских самураев на Курильских островах в 1945 году.
Горожане показали нам ещё одну достопримечательность Петропавловска - памятник знаменитому мореплавателю, капитану-командору Витусу Берингу. 205 лет назад Беринг основал на берегу Авачинской бухты город и дал ему имя двух своих пакетботов - «Петра» и «Павла».
Петропавловск - административный и культурный центр области. Здесь работают педагогическое училище и фельдшерская школа, морской рыбопромышленный техникум, несколько средних семилетних и начальных школ, научная станция Института океанографии и рыбного хозяйства, драматический театр, кино, клубы.
Старожилы говорили нам, что посёлок Индустриальный - это ещё «не настоящая Камчатка». Настоящая Камчатка - в глубине полуострова, в долине одноимённой реки, в снегах Чукотки, в тундрах Корякского национального округа. Туда и лежал наш путь.
Самолёт «ПО-2», заслуживший столь почётную славу на фронте, - один из основных видов транспорта на Камчатке. Через два часа полёта мы были в селе Милькове - центре сельскохозяйственного района области.
История сельского хозяйства на Камчатке очень интересна. Долгое время утверждали, что в суровом климате полуострова с коротким вегетационным периодом произрастание зерновых злаков невозможно. Ежегодно пароходы привозили с Большой земли тысячи тонн зерна, картофеля, капусты и других продуктов сельского хозяйства. Между тем работы опытной сельскохозяйственной станции и отдельных энтузиастов доказали, что картофель может расти почти во всех районах области, что прекрасные урожаи капусты, турнепса, свёклы, редиса и даже таких теплолюбивых культур, как табак и помидоры, могут быть получены при соответствующем уходе за ними.
Каждое лето в районах, прилегающих к Милькову, мощные газогенераторные тракторы отвоёвывают у тайги десятки гектаров плодородной пашни. С колхозных полей собирают богатые урожаи ржи и овса, ячменя и пшеницы. Урожай в 14 - 15 центнеров ржи и 20 - 22 центнера ячменя с гектара стали постоянно снимать в колхозах «Безбожник», «14 лет Октября» и других.
Секретарь Мильковского райкома комсомола Алексей Челпанов познакомил нас с Марией Бобряковой - секретарём комсомольской организации и звеньевой комсомольско-молодёжного звена высокого урожая колхоза «Безбожник». Молодая колхозница - прекрасный организатор. Её любит и уважает не только молодёжь, но и взрослые. Девушки-комсомолки из звена Бобряковой быстро и умело оправляются со всякой порученной им работой. Они ходят и в мокрую тундру на покосы, и пашут, и работают на сложных тракторных молотилках.
Мильково - не только центр сельского хозяйства, но и одно из прославленных мест добычи драгоценной камчатской пушнины: соболя, выдры, горностая, красной лисицы, бурого медведя. Большинство камчадалов - прирождённые охотники, прекрасно изучившие повадки зверя, отличные стрелки и следопыты.
Вечером мы были в сельском клубе, где смотрели пьесу А. Н. Островского «Лес» в постановке кружка художественной самодеятельности.
В клубе меня познакомили с одним из лучших охотников района - Виктором Анисимовичем Михайловым. С ним нам предстояло проделать на нартах путь около 600 километров до Быстринского национального района - в край оленей.
Через день, когда всё было готово для дальней дороги, мы выехали из Милькова. Гостеприимные хозяева снабдили нас дорожным обмундированием: высокими меховыми сапогами - торбазами, надетыми на меховые оленьи чулки - чижи, меховой рубашкой с капюшоном - кухлянкой, белой холстяной камлеей, надеваемой поверх кухлянки, и кукулем - спальным мешком, сшитым из собачьих шкур.
Погонщик заботливо увязал нарту, уложив, кроме наших вещей, сушёную рыбу - корм для собак. Была ещё глубокая ночь, когда мы тронулись в путь.
Чудесная северная природа раскрылась перед нами: сумрачные лиственницы, покрытые снегом, кусты шиповника с крупными красными ягодами, бесконечные заросли кустарника, «е имеющие ни начала, «и конца.
Дорога проходила по замёрзшему руслу реки Камчатки. По наторённому следу нарта шла легко, собаки бежали весело. Тишину нарушали только поскрипывание снега под полозьями да шумное дыхание собак.
Через семь дней пути мы прибыли в село Эссо, расположенное между высокими сопками, в долине реки Быстрой. Здесь край оленей. Они настоящие кормильцы эвенов - коренных жителей района. В каждом доме вместо половика оленья шкура. Впрочем, не так давно и сами дома были из оленьих шкур, натянутых на деревянный остов. Дорожная и рабочая одежда эвенов - рубашка, браки, торбаза, кухлянки - тоже из шкур молодых оленей. Женщины здесь - прекрасные мастерицы. Они украшают разноцветным узором торбаза и кухлянки, а на малахаях делают изящные украшения из цветных бус. Оленье мясо - основное питание; на оленях, запряжённых в нарты, перевозятся грузы и люди.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
100 лет письма Белинского к Гоголю
Отрывок из четвертой части нового романа «Буря»