Июнь
Восемнадцатого - двадцатого июня 1937 года впервые в истории авиации был совершён беспосадочный полет из Москвы через Северный полюс в США. Этот героический подвиг совершили три советских лётчика - В. Чкалов, А. Беляков, Г. Байдуков. История перелёта - один из ярких примеров той огромной заботы, которую партия и лично И. В. Сталин проявляют о наших отважных тружениках науки, героических исследователях, новаторах в любой области.
Чкалов ещё в начале июня 1936 года от лица всех трёх лётчиков обратился к И. В. Сталину с просьбой разрешить полёт на Северный полюс. Товарищ Сталин указал, что район, выбранный лётчиками, ещё не достаточно изучен, и предложил им совершить перелёт по другой важной трассе - Москва - Петропавловск-на-Камчатке.
Чкалов, Байдуков и Беляков выполнили это. Самолёт под их управлением, пробыв в воздухе 56 часов 20 минут, проделал колоссальный путь в 9374 километра. Это было прекрасным испытанием и машины команды самолёта. Лётчики письмом попросили товарища Сталина разрешить им перелёт из Москвы в США через Северный полюс. 25 мая 1937 года Чкалов, Байдуков и Беляков были приглашены в Кремль на совещание к товарищу Сталину. Внимательно выслушав летчиков я других специалистов, участвовавших в совещании, товарищ Сталин сказал, что он за разрешение смелого полёта, но решение правительства по этому поводу тут же предложил внести пункт, обязывающий команду самолёта сделать посадку в любом месте Канады, если обстановка окажется неблагоприятной. А если возникнет прямая опасность для жизни лётчиков, они обязывались немедля прекратить полёт.
С 26 мая 1937 года, на другой же день после совещания в Кремле, началась тщательная подготовка к полёту. Самолёт был уже, собственно, в полной боевой готовности, так как Чкалов, Байдуков и Беляков, заранее мечтая о полёте, всё время вели соответствующую подготовительную работу. Но, кроме готовности самой машины, нужно было обеспечить всё необходимое для дальнего пути. Снаряжение лётчиков, грузившееся на самолёт, насчитывало свыше 80 разных наименований. Продовольствие весило 115 килограммов, причём это были только отборные специальные продукты. Конечно, для самого перелёта не нужно было даже десятой части пищи, погружённой на самолёт, - остальное бралось на случай аварии: запаса провизии должно было хватить на месяц нормального питания трёх человек.
Ножи, охотничьи ружья, револьверы, лыжи, специальный примус, не гаснущий на ветру, надувная резиновая лодка, палатка с двойными стенками, парашюты, фонари, кастрюли - список всего необходимого лётчикам составлялся и проверялся лесником опытных путешественников, бывавших в самых суровых переделках на Крайнем Севере.
На самолёт погрузили баллоны с кислородом и три кислородных аппарата. Кислородный «паёк» каждого лётчика был определён в 1200 литров.
Штурман Беляков доставал карты, связывался с различными радиостанциями, от которых зависело снабжение самолёта нужными сведениями. Очень серьёзная работа состояла в проверке магнитных компасов на самолёте. Много времени Байдуков и Беляков уделяли и совершенствованию себя как радистов: они устанавливали антенну, пускали «аварийный» передатчик, укрепляли своё знание международного радио-кода, добивались большей точности и скорости передачи.
С 7 нюня Центральный институт погоды и Главная аэрометеорологическая станция были мобилизованы для изучения условий погоды на грандиозной трассе перелёта. Десять дней велись эти наблюдения, и 18 нюня самолёт с надписью на фюзеляже «Сталинский маршрут» отправился в свой, не изведанный ещё никем далекий путь.
Трасса полёта была намечена из Москвы до полюса по 38-му меридиану восточной долготы, а дальше - по 123-му меридиану западной долготы. Над Кольским полуостровом погода начала портиться. На пути к острову Рудольфа самолёт то поднимался на высоту 6 километров, то опускался на 2 километра ниже. Шли слепым полётом, пробиваясь сквозь густые облака. На кромке стабилизатора и крыльев появился лёд. Достигнув толщины в 1,5 сантиметра, этот опаснейший груз продержался на самолёте около 20 часов...
В 8 часов 15 минут 19 июня, идя по 58-му меридиану, лётчики на высоте 4200 метров пролетели над Северным полюсом. Далеко внизу виднелись только белые ледяные поля, лёд окружал лётчиков и на самолете. Чтобы утолить жажду, им в районе полюса пришлось съесть по кусочку льда - питьевая вода замёрзла.
Погода становилась всё хуже. Пробиваясь сквозь облака, самолёт держался на такой высоте, что непрерывно приходилось пользоваться кислородными аппаратами. Запас кислорода оказался израсходованным за десять часов. Но ещё труднее стало в районе американской Арктики. Радиосвязь с землёй прекратилась на 22 часа.
Хорошими ориентирами были огромные озёра и многочисленные реки, чётко выделявшиеся среди безжизненной тундры Канады. Циклон, штормы, непрерывные встречные ветры осложняли полёт. Вдоль тихоокеанского побережья шли тёмной ночью, и Чкалов вёл машину по сигналам американских радиомаяков.
В борьбе с погодой самолёт израсходовал запасы бензина, и лётчики решили не идти дальше на юг, а садиться на первом подходящем аэродроме. В 19 часов 30 минут 20 июня 1937 года героический полёт был закончен на военном аэродроме Бараке вблизи Портланда (США).
Шестьдесят три часа двадцать пять минут самолёт Чкалова, Байдукова и Белякова был в воздухе, пройдя свыше 10 тысяч километров земного пути и свыше 12 тысяч километров воздушного пути. Над океанами и льдами самолёт пролетел 5900 километров. Три раза на машине вырастала тяжёлая ледяная кора, и одно из этих обледенений приняло очень угрожающий характер. Но искусство лётчиков-героев и тщательная подготовка материальной части дали возможность блестяще выполнить правительственное задание в весьма трудных условиях.
Сто тридцать пять лет назад, 24 июня 1812 года, душной летней ночью наполеоновская армия без объявления войны вторглась через реку Неман на территорию России. Ещё в 1811 году Наполеон сказал баварскому генералу фон Вреде: «Через три года я буду господином всего света!» На пути к этому мировому господству было препятствие - Россия, и Наполеон в 1812 году решил «молниеносно» преодолеть его.
420 тысяч человек, подчинявшихся каждому знаку и слову завоевателя, по четырём мостам хлынули на русскую землю. Наполеону казалось, что главное уже сделано - решение принято, а в удаче он не сомневался. Так думал не только Наполеон, но и многие военные авторитеты Запада, ибо французскую армию в то время окружал ореол «непобедимости».
Своей основной задачей Наполеон считал нанесение сокрушительного удара в первом же столкновении с военными силами России. Но русские полководцы понимали, что в данном случае выгоды на стороне неожиданно напавшего мощного врага. Отступая с боем и сохраняя полную боеспособность, русские изматывали врага неожиданными ударами. Наполеон не рассчитывал на такой ход кампании и не смог скрыть своего раздражения и растерянности, вызванных тем, что всё началось не так как предусматривалось планом «молниеносной войны». Вместе с тем война 1812 года сразу была воспринята русским народом как Отечественная, от исхода которой зависела судьба родины.
На северном фронте, прикрывая Петербург, под командованием Витгенштейна находились регулярные части и отряды ополчения. Витгенштейн, считая принятие боя рискованным, отдал приказ отступить. Регулярные части исполнили распоряжение. Но ополченцы категорически отказались сделать это. Самому командующему фронтом пришлось буквально упрашивать ратников отступить. С большим трудом они, наконец, согласились. Но потом они с таким ожесточением бросились в атаку, что нанесли неприятелю огромный урон.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
100 лет письма Белинского к Гоголю
Путевые заметки