– Мы зарабатываем не больше, чем другие шоферы в колонне, иногда даже рублей на десять меньше, – рассказывал Эдуард Лапшевский. – Но бог с ней, с этой десяткой, зато работаешь, как человек. Сейчас как в хорошем оркестре. И шоферы у нас в бригаде стали другие, все время мозгами работают, думают и за себя и за других. У нас у каждого есть запасной объект. Но если он «не горит», а это, как правило, так, то прежде, чем браться за него, обязательно спросишь ребят по дороге или на пристани: не надо ли помочь? Потому что его работа – это моя работа. Или вот инициативность. В чем она заключается? Раньше приехал на пристань – нет песка. Ну и не надо, потом прораба заставлю оформить день, не моя же вина, что простоял. Или путейцы не подготовили участок. Сбросил песок рядом и был таков, пусть они потом эту кучу целый день перекидывают. А сейчас шофер крутится как черт. Нет песка, начинаешь искать сам, все окрестные карьеры объездишь. Путейцы на этом звене не готовы – отвезешь на другое... Если шофер после смены скажет, что не выполнил задание, потому что кто-то виноват, мы сразу спрашиваем: «А ты что делал? Должен крутиться! Что бы ни было, а звено надо сдать в любом случае. Жаловаться потом...»
О чем говорит рассказ Лапшевского? Прежде всего о том, что единый подряд обогатил содержание труда водителей. Из слепых исполнителей они стали аналитиками: они считают, планируют, выискивают резервы. Появился вкус к творчеству. И это характерно для любого коллектива, перешедшего на оплату за конечный результат. В «Латавтостройтрансе» на грунтовых работах по аккордному подряду работают двенадцать бригад. Как-то в одной из них произошел такой случай. В карьере, откуда возили песок, заболел экскаваторщик. А шофер Малышев прежде работал на экскаваторе. Так он сел за рычаги, грузил песок весь день, и товарищи потом засчитали ему, естественно, всю смену, да и премию начислили за то, что выручил. Рассказав об этом, генеральный директор К. Федоров добавил: «Могло ли такое произойти раньше? Утопия...»
В Рижском порту на подряде работают гидростроители. Бригадный хозрасчет заставил по-хозяйски подойти к использованию техники. Рабочие В. Кумштис и Б. Милашкаускис на собрании заявили: «Зачем нам плавучий кран? Стоит он дорого, а мы вполне можем обойтись автомобильным». Заменили. В результате – солидный экономический эффект. Кстати, в этой бригаде почти все овладели смежными профессиями.
Подобных примеров можно привести много. Одно несомненно: принцип коллективизма, один из основных принципов социалистического общества, находит в бригадном подряде свое экономическое выражение. Лишь готовая продукция является здесь главным мерилом труда, поэтому для успешного достижения конечного результата люди вольно или невольно объединяют свои усилия, учатся и привыкают действовать сообща. Постепенно это становится нормой жизни.
В этой связи мне хочется сделать небольшое отступление в область, с экономикой никак не связанную. Речь пойдет об альпинистах. Тот, кто знаком с ними, знает, что альпинисты, как правило, замечательные люди, с обостренным чувством товарищества. Многих это поражает, почему, мол, так? Словно их специально отбирают. Да, именно отбирают. Только не кто-то со стороны, а сама жизнь производит этот отбор. В горах человек виден, как на рентгеновском снимке. И если он в чем-то оказался ненадежным, на следующее восхождение его уже никто с собой не возьмет.
Коллектив – это прежде всего доверие, гарантия надежности, полная уверенность, что никто никого не подведет. А поскольку альпинистские группы комплектуются на демократических принципах (по чьей-либо протекции в группу никак не попадешь), то будьте уверены, гарантии здесь абсолютные. Высокие нравственные требования в альпинизме определяются спецификой этого спорта: за чью-то ненадежность приходится платить слишком дорогой ценой. Я хочу подчеркнуть следующую мысль: объективные условия могут способствовать формированию коллективизма или, напротив, индивидуализма. В состоянии ли мы воздействовать на эти самые объективные условия? В альпинизме – нет. Горы – всегда горы, слабых духом они не принимают. Ни при каких условиях. На производстве иначе: лентяй может уживаться рядом с работягой, индивидуалист с коллективистом. Поэтому так важно найти здесь то, что экономисты именуют «рычагами», и с их помощью формировать не только производственные, но и чисто человеческие отношения, цементировать коллектив.
Толковые словари объясняют слово «коллективизм» как товарищеское сотрудничество и взаимопомощь, основанные на сознательном подчинении личных интересов общественным. Сознательном подчинении. Эта формулировка наводит на мысль о каком-то противоречии между интересами личными и общественными. А должно ли вообще иметь место подобное противоречие?
Вам, наверное, приходилось наблюдать в метро, как веселые чудаки вдруг начинают бежать и против движения эскалатора. Эскалатор вверх, они вниз – в результате стоят на месте. Делается это для развлечения. А представьте, что утром, когда все спешат на работу, эскалатор вместо того, чтобы спускать людей к поездам, станет двигаться в обратном направлении? Какая начнется давка, какое столпотворение! К счастью, в метро такого не бывает. Такое, к сожалению, бывает в экономике, когда интересы работника приходят в противоречие с интересами общества. Возьмем простейший пример. Обществу нужно товаров побольше – хороших и разных. А работа цеха, выпускающего кастрюли, оценивается по тоннажу. Вот цех и гонит «вал», выдавая котлы, в которых можно варить быка целиком.
Как известно, поступки людей определяются их интересами. И как бы мы ни подчиняли их благородным задачам, они могут вырваться из подчинения. Задача состоит не в том, чтобы подчинить во что бы то ни стало личные интересы общественным, а в том, чтобы совместить их,, сделать так, чтобы они совпали. Измените экономический механизм, действующий в нашем примере с кастрюлями, платите не за тонну, а за ассортимент, а еще лучше – за реализацию, и все станет на свои места, все станет с головы на ноги. Вы и эскалатор движетесь в одном направлении. Именно эти цели и преследует хозяйственная реформа.
Коллективизм в бригадах, работающих по конечному результату, из фактора социального перерастает в фактор экономический и наоборот. Один за всех не только потому, что иначе некрасиво, но еще и потому, что иначе невыгодно. Подведя товарищей, накажешь этим и себя, потому что свою долю получаешь из общего котла, и чем полнее котел, тем больше доля. По этим же мотивам срабатывает безотказно и второй принцип – все за одного. В свою очередь, коллективная ответственность, применяемая на основе правильных экономических критериев, меняет мировоззрение людей, воспитывает коммунистические отношения в обществе.
«Мы ценим коммунизм только тогда, когда он обоснован экономически», – учил Владимир Ильич Ленин. Ложный экономический механизм не только дезорганизует производство, он уродует взаимоотношения в коллективе. На некоторых уральских заводах стали применять коллективную ответственность, которая выражается в том, что если в бригаде, смене или стане будет допущено нарушение трудовой дисциплины (прогул) или нарушение общественного порядка (мелкое хулиганство, попойки), то коллектив добровольно отказывается от месячной премии из фонда материального поощрения. Намерение благое – укрепление трудовой дисциплины, повышение ответственности за себя, за товарища. Но куда оказалась вымощенной дорога! Прогулы стали скрывать, тех, кто приходил на работу пьяным, укладывали спать в укромный уголок, чтобы начальство не заметило. Вместо обстановки нетерпимости – круговая порука. Тоже коллективная ответственность, но – наоборот! А все потому, что хорошее в своей основе стремление не было обосновано экономически, и в результате стимул, направленный на пользу, стал действовать во вред Вместо дружбы – озлобленность, вместо товарищеской принципиальности – взаимный обман. Что общего имеет это с коммунистической сознательностью? С другой стороны, страдает и производство. Рассмотрим такую ситуацию: в начале месяца кто-то из бригады попал в вытрезвитель. Значит, в конце месяца премии никто не получит, хоть через себя перепрыгни. Так станет ли выкладываться после этого бригада, стараясь перевыполнить задание? Конечно же, нет. Коллективная ответственность в таком выражении есть не что иное, как коллективная уравниловка наказания.
У рижан и у федюнинцев коллективная ответственность – это прежде всего ответственность за выполнение договора. Бригада взяла подряд, и она отвечает за его выполнение, а что касается поощрения или наказания членов коллектива – это уже внутреннее дело самого коллектива. Как это делается, хорошо рассказал Иовков. Котел общий, но отнюдь не бесконтрольный, и если ответственность за план коллективная, то наказание всегда персональное. Как, впрочем, и поощрение.
Тяга к оплате за конечный результат является не случайной. В ней нашла отражение общая тенденция к росту экономической активности всех категорий трудящихся, вызванная хозяйственной реформой. Недаром зачинатели подряда Н. Злобин, В. Сериков, Е. Федюнин и другие были удостоены Государственных премий СССР.
Дальнейшее развитие хозрасчетных отношений, охват ими всех звеньев строительной индустрии – одно из важнейших условий повышения эффективности капитального строительства. В последние годы возникли и получили большое распространение новые формы хозяйственного расчета – бригады, участки и целые управления. Они помогают строителям сокращать сроки работ, улучшать их качество, уменьшать затраты и повышать производительность труда.
Всеобщее одобрение получил метод бригадного подряда, впервые примененный известным новатором Николаем Анатольевичем Злобиным на строительстве жилых домов. Бригада мурманского строителя Владислава Пахомовича Серикова впервые применила этот метод при сооружении промышленных объектов. Только в определяющем году девятой пятилетки эта бригада выполнила задание по выработке на 179 процентов, почти на треть сократила сроки работ и снизила расчетную стоимость строительства на 32 тысячи рублей.
Метод бригадного подряда уже вышел за пределы строительных отраслей и используется докерами, машиностроителями и т. д. Повсюду, где его применению сопутствовала необходимая организационная и техническая подготовка, он принес хорошие результаты. Так, например, сотрудники Госстроя СССР обследовали 1164 коллектива, работающих по бригадному подряду, и выяснили, что в этих бригадах сроки строительства сокращаются в среднем на 17 – 20 процентов, на 23 процента повышается производительность труда, примерно на 3 – 4 процента снижается себестоимость строительства.
Успехи, достигнутые последователями Н. А. Злобина, можно объяснить тем, что в этих коллективах хорошо сочетаются моральные и материальные стимулы и тем самым органически соединяются интересы общества в целом и каждого работника в отдельности.
В проекте ЦК КПСС к XXV съезду Коммунистической партии Советского Союза «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976 – 1980 годы» указывается на необходимость «развивать и совершенствовать подрядный способ ведения строительных работ. Шире внедрять новую форму хозяйственного расчета в строительстве – бригадный подряд».
Этот метод создает необходимые предпосылки для роста производительности труда на основе ускорения научно-технического прогресса и внедрения его достижений в производство. Потому так велика его роль в борьбе за повышение народнохозяйственной эффективности, и в первую очередь отсюда вытекает задача более широкого распространения метода бригадного подряда во многих отраслях и строительства и промышленности.
Правда, призывая к переходу к оплате за конечный результат, я хочу отметить два момента. Во-первых, принцип этот не везде можно применить, и если попытаться внедрять его, не учитывая характера производства, может получиться большой конфуз. И во-вторых, оплату за конечный результат нельзя вводить в приказном порядке. Погоня за «охватом», за количеством заранее обрекает на поражение, на компрометацию дела. Рижские гидростроители, например, прежде чем перевести ту или иную бригаду на злобинский метод, готовят ее почти год! Зато потом эти бригады не распадаются со скоростью искусственно полученных радиоактивных элементов, как это происходит там, где считают, что рычаг может действовать сам собой. Величайшее заблуждение! Рычаг, даже самый совершенный, находится в руках людей, и они должны сначала научиться им пользоваться, а уж затем этот самый рычаг покажет чудеса.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.