«4 сентября 1960 года. Рим. Олимпийские игры. Прошло два года с тех пор, как я установил рекорд. Два года мучительных и бесплодных поисков. Я ни разу не приблизился к своему рекордному результату. Пришлось переквалифицироваться на 100-метровую дистанцию. Ни в чем не хочу обвинять Чернова. Он много работал со мной. Вероятно, его ошибки - ошибки всех наших тренеров. Ни один из советских пловцов не смог занять на Олимпиаде призового места. Мы, 23 спортсмена, принесли в общий зачет лишь 5 очков из 340 возможных. Каждому из нас стыдно за свои результаты... А ведь наши соперники - такие же юноши и девушки, как и мы. Значит, все дело в методике тренировки...»
Такова последняя запись в дневнике Леонида Колесникова. Она заставляет задуматься о многом.
В 1959 году в мировую десятку пловцов на дистанцию 200 метров брассом вошли А. Антонин, X. Лауритс, В. Гончаренко. Казалось, на предстоящей Олимпиаде хотя бы на этой дистанции у нас будут прочные позиции. Больше того, в олимпийском году - новая сенсация. Снова никто не может объяснить неожиданный взлет. Теперь уже не Колесникова, а неизвестного пловца из Львова - Георгия Прокопенко. До заплыва он не был даже мастером спорта. Финиш с результатом 2.38,0 принес ему это звание и титул рекордсмена страны. В финале он повторил свой успех.
2.38,0... Отличное время. На Олимпиаде оно дало бы пловцу серебряную медаль. Однако никто из наших спортсменов не сумел показать такое время в Риме. Случайно ли? Видимо, нет. История Прокопенко - копия истории Колесникова. Только новая звезда «сгорела» значительно быстрее.
* * *
У наших пловцов очень мало побед. Поэтому мы особенно дорожим каждой из них. Поэтому нас волнует сегодня судьба Леонида Колесникова - талантливого пловца, который и сейчас еще не исчерпал себя, а при ином к нему отношении, при иной тренировке мог стать для нас олимпийской надеждой. Как могли бы стать ею и многие другие.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.