Александр Фадеев, говоря о влиянии комсомола на свое творческое становление, подчеркивал: «Первое, начальное представление о великих коммунистических идеях нашей партии многие из нас, советских писателей, получили через комсомол». Перекликается с его словами мысль Николая Островского. «Меня часто спрашивают, – писал он, – как я стал писателем. Этого я не знаю. Но как я стал большевиком – это я знаю хорошо».
В этих высказываниях как бы сконцентрирована мысль о первооснове творчеств» советского писателя.
Первооснова эта – идейная убежденность, верность идеалам партии.
Школу комсомола, которую проходит молодой писатель, нельзя недооценить. Комсомол приобщает будущего литератора к общему участию в борьбе за идеалы коммунизма. Совещания же молодых писателей, которые проводятся в тесном содружестве ВЛКСМ и Союза писателей, приобретают еще одно важное свойство: совещания становятся школой воспитания молодого художника, сегодняшнее и дальнейшее творчество которого комсомол рассматривает как действенное, массовое средство воспитания новых и новых поколений молодежи. Таким образом, нельзя не заметить своеобразную диалектику: молодой человек, выросший в комсомоле и ставший писателем, становится активным помощником Ленинского комсомола.
Яркий пример тому – жизнь и творчество молодого писателя Владислава Титова. В прошлом шахтер, он совершил подвиг, спасая шахту и товарищей, после тяжкой операции остался без рук. Воспитанный в героических традициях комсомола, поддержанный товарищами, Владислав Титов взялся за перо. Первая его, во многом автобиографическая, «исповедальная» повесть «Всем смертям назло», опубликованная журналом «Юность», вызвала волну не только читательского, но и человеческого интереса: за прозой стояла жизнь и выстраданная автором беда. Книга воспитанника комсомола обрела самостоятельную силу. Переведенная на многие языки народов СССР, удостоенная премии имени Николая Островского, повесть Владислава Титова вошла в арсенал боевых средств комсомола.
Многие молодые писатели – общественно активные люди. Это не отстраненные свидетели происходящего, но граждане своего Отечества, не только пером, но и всей своей жизнью участвующие в жизни общества.
В прошлом году свердловский писатель, участник IV Всесоюзного совещания, Владислав Крапивин был удостоен премии Ленинского комсомола. Крапивин не только хороший детский писатель. Он еще и бессменный командир самодеятельного детского клуба «Каравелла», автор любопытнейшего педагогического эксперимента. Слов нет, общественная инициатива Владислава Крапивина оборачивается на пользу его творчеству – каждодневное общение с ребятами, членами клуба, не может не обогащать, не может не предлагать новых ситуаций, переходящих затем в книги этого автора. Но его клуб, помимо всего прочего, еще и помощь комсомолу Свердловска – помощь практическая, осязаемая, необходимая.
Быть членом нашего общества – это значит быть активным его работником. Эта мысль не может быть незначащей для литератора. Сама специфика его труда такова, что он не может быть равнодушен к окружающему его миру. Иначе он не писатель.
Истина эта воплощается многими и многими.
Молодые иркутские писатели, к примеру, стали инициаторами выпуска книги очерков о комсомольских пропагандистах, попытались разобраться в этой нелегкой и кажущейся на первый взгляд довольно скучной общественной работе, попытались разобраться и хорошо поагитировать за нее. Иркутяне подают пример того, как нужно нести эстафету заботы о молодых. Валентин Распутин, Вячеслав Шугаев, Геннадий Машкин, Дмитрий Сергеев, выдвинутые, поддержанные в свое время Читинским зональным совещанием молодых литераторов, хорошо, по-товарищески, но в то же время и предельно требовательно помогают своим более молодым коллегам. И рядом с ними выросла целая плеяда новых имен.
Писатели активно откликаются на призыв комсомола быть ближе к своим молодым героям. Уже рождаются, пока, правда, публицистические, книги о важнейших стройках девятой пятилетки, о КамАЗе и БАМе, о молодых нефтяниках Тюмени, о новых городах, которые рождает наше время. Нельзя, к примеру, не приветствовать инициативу редколлегии библиотеки «Молодая проза Сибири», издаваемой по решению ЦК ВЛКСМ и Госкомиздата РСФСР. Последний, пятидесятый том этой библиотеки, выпускаемой Западно-Сибирским книжным издательством уже ряд лет, будет составлен из публицистических очерков молодых писателей о важнейших комсомольских стройках в Сибири. Название сборника – «Созвездия Сибири» – очень четко отражает смысл книги: создать картину героического труда молодежи в Сибири, труда, создающего истинное созвездие этого удивительного края.
Кстати, библиотека «Молодая проза Сибири» представляет собой уникальное явление в нашей литературной жизни.
Родившаяся в ходе совещаний молодых писателей, эта библиотека в пятидесяти томах как бы является постоянно работающим семинаром сибирских молодых прозаиков. В рамках библиотеки существуют коллективные сборники рассказов и повестей – здесь место представлено тем, кто еще не может выступить с самостоятельной книгой, но чье творчество тем не менее представляет
интерес. Эти предварительные публикации часто завершаются самостоятельными томами. Так, кстати, было с талантливым, ярким прозаиком Валентином Распутиным.
В 1976 году библиотека завершается своим пятидесятым томом. Небезынтересно заметить: сорок девятый том ожидает своего «хозяина». Его «владельцем» станет наиболее талантливый участник VI Всесоюзного совещания молодых писателей, творчество которого посвящено труду молодежи в Сибири. Издать книгу в этой серии почетно еще и потому, что библиотека «Молодая проза Сибири» является, по существу, коллективным собранием сочинений молодых писателей, посвятивших свое творчество Сибири.
Плодотворность содружества комсомола и писателей, ЦК ВЛКСМ и Правления Союза писателей СССР особенно очевидно выражается именно в совещаниях молодых писателей. Семинарские занятия прозаиков, поэтов, драматургов, критиков, литераторов, посвятивших свое творчество детям и юношеству, проходят в обстановке, где воедино слились высокая идейность и высокий профессионализм.
Нечего греха таить, иные семинаристы разъезжаются с совещаний с синяками и шишками. Но критика, особенно критика, основанная на высоком профессионализме и доброжелательности, никогда не принесет вреда талантливому литератору. Синяки да шишки оборачиваются повышенной требовательностью к себе, требовательностью, дающей новые произведения, написанные на качественно ином уровне. Известное постановление ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» имеет самое непосредственное отношение и к молодым писателям и к критике, занимающейся их творчеством. Человек, взявшийся за перо, не должен ждать скидок «на начало».
В последние годы для молодых писателей сделано немало. Созданы специальные серии «Молодые писатели» в издательстве «Молодая гвардия», там же выходит антология «Мы – молодые». Издательство «Современник» учредило серию «Первая книга в столице». Автора первой книги ищут издатели, он встречается, что греха таить, порой с большим интересом, нежели автор второй или третьей книги. И тут может возникнуть своеобразная «мертвая полоса». Если новичка с рукописью первой книги встречают в издательстве очень доброжелательно, то приход того же автора со второй или третьей книгой вызывает иногда меньший энтузиазм, потому что бытующая еще кое-где «галочка» – первая книга – тут уже неприменима. Полоса от первой книги до второй порою становится затянутой для молодого писателя.
Впрочем, тут не может быть однозначного подхода для всех и каждого. Писатель – это прежде всего индивидуальность. Известно, что одну книгу написать может в наше время почти любой. Так что вторая, третья книга – это доказательство внутренних, творческих возможностей автора. И если вторая книга не «вытанцовывается», вряд ли нужно издателям тащить ее «за уши». Не лучше ли честно и прямо сказать автору о его возможностях. Однако и тут не может быть рецептов. Творчество – сложнейший и индивидуальнейший процесс, и история литературы знает немало случаев, когда талант художника раскрывался по-настоящему уже в зрелые годы.
Что дают совещания молодых писателей?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Анатолий Алексин, лауреат премии Ленинского комсомола и Государственной премии РСФСР имени Н.К.Крупской, участник I Всесоюзного совещания молодых писателей, отвечает на вопросы «Смены»
Михаил Алексеев, лауреат Государственной премии РСФСР имени А. М. Горького, главный редактор журнала «Москва», участник II Всесоюзного совещания молодых писателей, отвечает на вопросы «Смены»