Я узнал Надю на бытовой конференции. Мы разговорились случайно в кулуарах. Когда речь зашла о дневниках, Надя хитро спросила меня:
- А как, по - твоему, стоит комсомолкам вести дневник?
- Позорного здесь ничего нет, - ответил я, - смотря что записывать.
- Я все записывала.
... Она ни за что не соглашалась показать свои девять тетрадей. - Писать будешь?
- Буду. Вот видишь, кому это интересно читать то, что я написала?
Пришлось убеждать ее еще с полчаса. Согласилась. Но поставила условие. - Имя и фамилию придумай сам, ладно?
- Ладно.
Поэтому, не ищите, халтуринцы, в катерком цеху Надежду Логинову. Имя и фамилию я придумал. Разве фамилия меняет человека?!
И вот, прочитав внимательно девять исписанных Надей тетрадей, я, побеседовав с Надеждой (будем ее называть, все же, Надеждой) всего лишь несколько часов, очень хорошо узнал ее.
Разве она одна такая у нас в комсомоле, с такими мыслями, настроениями?
В дневнике Логиновой, в кусочках, в ломтиках ее чувств - Я и Коллектив, Коллектив и Я. В записях Нади очень много типичного для таких, как она.
В случайную минуту случайной тоски Надя обращается к поэзии Есенина. Она нашла у него близкие строчки. Организованная бригада молодежи - крупный этап в ее жизни. Употребление пудры заставляет Надежду делать вывод: для чего это? Ее волнует, возмущает утверждение большинства девушек в такой жгучей проблеме - взаимоотношение с ребятами. Она серьезно, критически относится к прочитанным книгам.
Вот он, комплекс чувств, переживаний, который составляет ее мировоззрение, ее быт, быт многих, ей подобных.
* * *
Сотни Логиновых принимали большое участие в большой подготовке к бытовой конференции ЦГР в Ленинграде. Они рассказывали о себе, друг о друге, они знакомились с тем, как живут их товарищи по цеху, по ячейке, плохое и хорошее выносили на коллективное обсуждение. Они горячо спорили, бранились и снова мирились. Самое сокровенное, самое интимное перестало быть тайным.
Комсомолец Селиванов делал на пленуме комсомольской ячейки Смольного доклад. Он говорил о себе. Как живет, как реформирует быт, относится к жене, воспитывает ребенка. Селиванов пытается жить по - новому. У Селиванова огромное желание выкорчевать из быта старое. Но порой дело доходит почти до лицемерия. Чтоб отучиться от ругани, от резких выражении, они с женой решили брать друг с друга штраф за каждое произнесенное ругательство - 50 коп. в пользу ребенка.
В Ленинградгосторге было собрание замужних комсомолок. И доклад и прения были необычными - биографическими. Говорили много, долго, откровенно, и кроме того, что здесь советовались, как лучше жить, перестраивать взаимоотношения, воспитывать детей - собрание вынесло практические предложения: открыть ясли для детей комсомольцев, работающих до 9 часов вечера, возбудить вопрос об открытии на Ленинградгосторге детской комнаты на время занятий, поручить агитпропу коллектива поехать на завод «Электросила» и договориться с фабкомом о направлении мужа товарища Р. в наркодиспансер для принудительного лечения, провести беседу о дружбе и товариществе. Польза от таких собраний очевидна.
Комсомольцы Горвода выработали бытовой конференции наказ: в нем 12 пунктов: «Молодой Гвардии» издавать технические книги, Очаковскую церковь закрыть, отдать это помещение под клуб трампарку им. Смирнова, добиться постановления Ленинградсовета о закрытий танцклассов, организовать образцовую столовую в районе, добиться открытия комсомольского кафе... о туризме, о жилфонде, о многом, многом - о быте.
Передо мной огромная кипа протоколов, стенограмм, наказов, заметок, вырезок. В них отражение колоссального труда - подготовки к культурно - бытовой конференции Центрально - Городского района. В этих документах жизнь многих Логиновых, молодых растущих строителей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.