НЕДАВНО я прочел дневник. В сшитой из девяти тетрадей папке, словно в лавке антиквария, собраны кадры, эпизоды - собрана жизнь. Жизнь молодой работницы, комсомолки, которая не знает, не имеет детства, которая начала жить вместе с революцией.
Четыре года прошло с тех пор, как августовским утром Надежда (ею написан этот дневник) пришла в Ленинград. Два месяца Надя ходила в поисках работы. Словно на экране, мимо нее мелькали люди, - грохотали автобусы.
Никто не видел, не замечал упрямую девочку, для которой мир за последнее - время состоял из одного слова: «фабрика».
И добилась. Осенью, с очередным набором, Надя стала работать на «Халтуренке».
Я не знаю Надю Логинову, но, прочитав внимательно все записанное ею на девяти тетрадях, я познакомился и с Надей и с ее соседками по цеху; я узнал многих девушек, не имевших детства, которые начали жить с революцией.
«...14 апреля. Сегодня в цеху организовалась ударная группа. Я тоже ударница.
19 апреля. Ура! Я вместе с Лелькой снизила за 4 дня брак на 7%.
4 мая. Надоел, мне этот дневник. Все записывай, да записывай. Ну, ладно уж, постараюсь до отпуска аккуратно записывать. Все - таки потом интересно прочесть самой. Да, совсем забыла, ведь, я начала пудриться. Это почему же? Алексееву хочу понравиться? Вот, дура - то, разве дело в пудре? А все - таки пудрюсь, глупо как - то...
11 мая. Все надоело. Скучно... Как это у Есенина:
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Фу, дуреха, о смерти начала думать. Зачеркнуть эту запись? Нет, пусть сохранится, вспомню как - нибудь о своих настроениях.
17 мая. Скоро бытовая районная конференция. У нас на фабрике здорово к ней готовятся. Обследования проводят, совещания, беседы. Меня это очень заинтересовало. Ручьева сказала, что все желающие могут быть на конференции. Непременно пойду.
18 мая. Читала «Натку Мичурину». По - моему... ах, уже пора идти на собрание. Сегодня стоит вопрос о взаимоотношениях ребят с девушками. Я считаю... ладно, завтра допишу.
19 мая. А все - таки я с Зинкой не согласна. Да и большинство девчат, по - моему, неправы. Всегда ли виноват только парень? Почему это девчата делают из себя таких беззащитных? Нужно быть человеком, вот, человеком нужно быть, а то... да ну их.
20 мая. Хамы! Я чуть не расплакалась от обиды. Вот хамы - то. Уж очень мерзко получилось.
24 мая. Как же это так? Нет, нет, я просто дуреха...
Мать прислала письмо. Просит в отпуск приехать домой. А я хотела с ребятами на коллективную дачу. Подумаю. Завтра бытовая конференция»...
Надежда Логинова не сдержала своего - слова - она закончила свой дневник еще до отпуска. 24 мая - последняя дата в ее записях. Накануне бытовой конференции Центрально - Городского района она прекратила фиксировать свои мысли, настроения, переживания, чувства.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.