Наш крайний юго-восток. Отроги обрывистого и скалистого Тянь-Шаня и безграничные, бескрайние степи Казахстана, те, что залегли сотнями километров между знойным, солнечным Туркестаном и снежной, холодной Сибирью.
Еще сегодня здесь - кочующие юрты и стада, колыхающееся море травы, старые, веками освященные обычаи, тишина и полное бездорожье. Еще сегодня большинство крестьяне знают сельскохозяйственных машин и сплошь и рядом пашут «омчаром» - деревянным плугом, с громадным трудом кое - как ковыряя им землю. Но уже сегодня растревожены эти бесконечные степи. Высоко в воздухе реют серые самолеты: это с высоты сотен метров меряют и фотографируют землю, выбирая удобный путь для последнего участка новой, первой в этих краях железной дороги. А внизу уже давно суетятся тысячи рабочих, серыми и черно - блестящими штабелями лежат шпалы и рельсы, и стальной тонкой лентой протянулись сотни километров проложенного пути. Это - сегодня.
Осенью 1930 г. сомкнутся с юга и с севера идущие друг к другу навстречу рабочие партии, и прочно лежит по степям и склонам Тянь - Шаня новая дорога, превратившись в великую железнодорожную магистраль - Сибирь - Туркестан. И оживут тихие безлюдные степи. Там, где сегодня еще пашут омчаром, появятся 75 тыс. гектаров новых образцовых совхозов. Посевные площади вырастут к концу пятилетия на 1,5 млн. гектаров, и продукция зерна дойдет до 800 тыс. тонн: Казакстан станет зерновой базой Советского Союза.
Но этого мало. Бесконечные, сплошь и рядом беспризорные казанские стада тоже «заживут» правильной жизнью. Вместо карликовых кустарных кожевенных заводиков, где при обработке кожи «дымовым способом» погибает 50% сырья, вырастут в Семипалатинске и Алма-Ате мощные кожевенные заводы на сотни тысяч кож в год, и по всему Казахстану задымят трубы заводов по переработке продуктов животноводства, утилизации костей и других отбросов для удобрения, чтобы пойти на хлопковые плантации Туркестана. Начнется сбор шерсти и конского волоса, чтобы через Северную Карскую экспедицию уйти на английский рынок. Окрепнет и начнет быстро расти и шириться новая кендырная промышленность, которая из дикого сейчас растения - кендыря - даст тонкую ткань и музыкальные струны, шпагат и канаты, обмотку для электрических проводов и взрывчатые вещества. И, наконец, в Семипалатинске вырастет оборудованная по последнему слову техники суконная фабрика, каждый год выпускающая по 1 млн. метров сукна.
Новая строящаяся дорога не только поставит на ноги сельское хозяйство громадного Казак - стана. В этой стране стад и круглых юрт, шашлыка и колыхающейся нетронутой травы появятся угольные шахты, серебро - свинцовые рудники, медноплавильные заводы, цинковая промышленность и золотые прииски.
<часть текста утеряна>
В открытой нами стране, открытия, которые по своему значению сплошь и рядом будут выходить не только за пределы севоего района, но и за пределы СССР, приобретая мировой характер, - потому что мировую сенсацию вызвало известие об открытии Соликамского камня; мировое значение имеет и находка уральской нефти, потому что есть полнее основание утверждать, что первая скважина в чусовских городках - только маленькая нефтяная точка на громадном нефтяном месторождении, которое занимает все пространство между Волгой и Уралом.
Весь этот громадный район со СВОИМИ степями, лесами, реками и богатствами всем своим чудовищным весом висит на узкой ленте рельс Великого сибирского пути. И когда смотришь на карту района, становится до очевидности ясным, что судьба этой стальной полосы есть судьба громадного, богатейшего края. Перережьте эту дорогу, разрушьте ее, - и край уснет мертвым, непробудным сном. Развейте ее, сделайте ее более мощной и сильной - и край потянется за ней, начнет расти, просыпаться, вставать на ноги и одну за другой открывать двери своих сокровенных подземных кладовых.
Вот почему именно этот путь и решено превратить в сверхмагистраль уже в период нашей первой, ближайшей пятилетки. Но если в Казахстане нам приходится для этого прокладывать новую дорогу по безлюдной степи и горным кряжам, то здесь задача проще и легче.
Дорога уже существует. Нам надо ее только «воспитать», приучить к новой работе, поднять ее производительность труда. А для этого нам придется в некоторых местах сделать менее крутыми ее уклоны, организовать движение по ней крупными маршрутными поездами, ввести более тяжелый подвижной состав и автоматическую сцепку, и только в одном месте, между ст. Шемордан и Нижним, провести новую железную дорогу.
От этих мероприятий дорога резко поднимет свою провозную способность и даст возможность в 2 - 3 раза снизить плату за провоз товаров. А это снижение вместе с возможностью резко увеличить грузооборот дороги произведет хозяйственную революцию во всем громадном районе от Москвы до Новосибирска.
Прежде всего, поля Зауралья, юго-западной части Сибкрая и северного Казахстана в течение ближайших 8 - 10 лет дадут достаточное количество белого хлеба, чтобы покрыть недостаток в нем потребляющей полосы Европейской части Союза. А это даст возможность пшенице Украины, Сев. Кавказа и Заволжья пойти на экспорт и тем отвоевать утерянные нами позиции на мировом хлебном рынке.
Сибирская магистраль, соединив дешевым путем Кузбасс и Урал, создаст громадный Урало-Кузнецкий промышленный комбинат, в котором кузнецкие заводы будут питаться уральской рудой, а кузнецкий уголь вдохнет жизнь в голодающую сейчас по топливу уральскую промышленность.
С другой стороны, позволив Кузбассу дешево вывозить свой уголь, магистраль даст мощный толчок промышленности Кузбасса, создав здесь металлургические заводы и химические комбинаты.
Короче говоря, только при осуществлении этой сибирской сверхмагистрали возможен тот размах промышленного роста Урала, Западной Сибири и Кузбасса, о котором мечтает наша пятилетка.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Вниманию не только комсомольцев Замоскворечья