Московское театральное художественно-техническое училище
Сколько профессий в театре? Обычно называют: актер, режиссер, художник, потом... И вот тут чаще всего наступает заминка. А ведь театру нужны люди, умеющие шить костюмы, делать бутафорию, изготовлять парики, накладывать грим. Спектакль невозможно поставить без механиков сцены. Не обойтись и без светотехники. Словом, нужны самые разные специальности. Нужна и школа, откуда можно их получить. В Москве таким учебным заведением является театральное художественно-техническое училище.
Когда проходишь по зданию училища, закулисный мир театра предстает как бы в разрезе. Здесь создаются те тысячи мелочей, без которых не может состояться ни один спектакль.
Фантастической птицей чернеет переплетение перьев, вуали и бисера за стеклом выставочной витрины на втором этаже училища; рядом змеится длинное, узкое платье, покрытое синими чешуйками блесток.
Напротив выставочной витрины за дверью классной комнаты готовятся к показу своих работ студенты третьего курса костюмерного отделения. Стук машинок, шорох и шелест тканей, издали, кажется — бархат, парча, а вблизи и не бархат вовсе, и не парча на широких плащах и красочных платьях. Это еще одна театральная иллюзия, создавать которую учат здесь будущих костюмеров. Без их умения превращать дешевое в ценное театр стал бы разорительнейшим для государства заведением.
...Здесь царят средневековье и эпоха Возрождения. Золотисто-кровавым пятном среди вороха разноцветных юбок, накидок, плащей виднеется старинный мужской костюм. Он ярок и вроде бы радостен, но изобилие красного с черным едва ощутимым подцветом создает какое-то тревожное ощущение. Чей это костюм? Девушка, поправляющая «золотое шитье», отвечает: «Меркуцио». Сразу соглашаешься; да, именно такой должен быть наряд у жизнерадостного и обреченного шекспировского Меркуцио из «Ромео и Джульетты». Через несколько дней на показе в зале под нежные и глубокие звуки лютни на сцене, немного смущаясь под пристальными взглядами, будет медленно прохаживаться юноша в этом наряде, а у стола экзаменующих автор — Анна Бройдо — расскажет о том, как она понимает шекспировский образ и что она хотела выразить созданным ею костюмом. И так делает каждый учащийся на показах, которые устраиваются несколько раз за семестр. Не просто сшить, а придумать, выразить определенный образ — вот чему учат на костюмерном отделении.
По сцене проходят один за другим знакомые образы: мушкетер Арамис, шотландский стрелок из Вальтера Скотта и опять шекспировский персонаж — Венедикт из «Много шума из ничего». Педагоги придирчиво сравнивают эскиз и его воплощение. Даже небольшое отклонение в пропорциях, в форме рукава или воротника, в цветовой гамме отмечается как недостаток. С самых первых шагов учащиеся постигают, как труден путь от замысла к воплощению и сколько настойчивости, терпения и сил нужно, чтобы обрело реальность то, что создало воображение. Сцена — последний этап оценки изделия: что не уловит глаз в пошивочной, сразу видно со сцены, — все недостатки кроя, соотношения деталей... Но зато из зала не видно, что богатая парча — это подкрашенное дешевое сукно с нанесенной кисточкой художественной росписью, а выделанная кожа — специально обработанная простая ткань.
— Как на лицо наносится грим, так и костюм надо тоже «подгримировать», или, как мы говорим, «обжить», придав ему естественные и красивые оттенки, «подпаливая» его анилиновыми или масляными красками, — поясняет преподаватель Валерия Павловна Монастырева.
Менялись эпохи, менялись вкусы, менялись моды... Следуя этой смене и учась изготовлять то, что было характерно для жизни человека в то или иное время, осваивают девушки и юноши курс за курсом выбранное ими театральное ремесло.
На занятиях третьего курса гримерного отделения учатся делать прически XVII — ХVIII веков. В залитой светом комнате вдоль длинного стола расположились девушки. Их современные стрижки и распущенные без затей волосы занятно соседствуют с белокурыми париками манекенов. К концу занятия на них должны появиться два длинных локона, спадающих на шею, а венчать парик будут уже по-другому уложенные локоны — в корону. Так носила волосы знаменитая графиня Косель, по ней и осталось название парика, олицетворяющего стиль ХVII века. До «графини Косель» эту комнату заполняли головки «мадам Севинье» — по имени законодательницы мод ХVII века.
На последнем этаже училища царит техника. Современный театр обладает богатым оборудованием сцены, сложной радиооснащенностью, разнообразными осветительными приборами... Для работы с ними нужны специально подготовленные механики, электрики, радиотехники... Поэтому в училище есть отделения оборудования сцены, светотехническое. Здесь, на последнем этаже училища, — прекрасно оснащенные театральным оборудованием аудитории. Но все же всю сложность и размах современной театральной техники учащиеся познают на настоящей сцене, уже со второго курса приходя на практические занятия в театры Москвы. Технические отделения училища обладают той особенностью, что там в процессе обучения, помимо техники, ребята непосредственно соприкасаются с искусством. И это, по-видимому, имеет для них притягательную и благотворную силу.
Выпускники училища идут работать не только в театры. Их можно встретить и на телевидении, и на киностудии, в киноконцертных залах и проектных лабораториях. То творческое и серьезное отношение к работе, которое им привили в училище, делает их везде желанными специалистами.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Публикации «Смены»
Сколько напевности, плавности в мелодии народной песни... А как волнует ее слово!.. И это понятно: в ней — наша история, жизнь, мы сами...
XXVII съезд КПСС. Мыслить по-новому, хозяйствовать по-новому...