Сегодня планету, ставшую колыбелью человечества, можно обозреть сверху, окинуть единым взглядом. Фотоснимки, сделанные космонавтами, поражают своим сходством с географическими картами.
На космическом снимке не увидишь, однако, многого того, что есть на карте, — не увидишь ни государственных границ, ни большинства населенных пунктов, ни густой сети транспортных артерий. Да и вообще с высоты в 300 километров о присутствии человека на этой зелено-бежевой поверхности может догадаться разве что сам человек. Лишь наблюдатель, вооруженный знанием истории Земли, обнаружит многочисленные следы целенаправленной деятельности. Он заметит цепи водохранилищ по руслам великих рек, заметит желтизну полей на месте былых зеленых массивов и геометрическую зелень садов на месте желтых песков. «Многое сделано людьми, — подумает осведомленный наблюдатель, — и за такое короткое время. Ведь все работы планетарного масштаба — плод последних десятилетий». По существу, лишь в нашем XX веке человечество приступило к коренной реконструкции своего голубого дома. Сейчас ему нужны все рабочие руки, все крупицы знания, все напряжения мысли. Впереди непочатый край работы.
Сегодня на Земле живет более 3 миллиардов людей. В 2000 году численность человечества удвоится. Это великая рабочая сила. А главное, человечество вооружено сегодня подлинно научной программой создания общества, максимально использующего все свои ресурсы, обеспечивающего удовлетворение всех людских потребностей. Это теория научного коммунизма.
Победное шествие коммунистических идей — решающая тенденция нашего времени, залог счастья всех людей нашей планеты.
Из десяти ученых, живших когда-либо на Земле, девять живут и работают в наши дни. Значит, мир становится умнее, грамотнее, пытливей. Но вот факты, от которых нельзя уйти. По данным ООН, две пятых всего населения земного шара старше 15 лет, то есть 700 миллионов землян, не умеют читать и писать. 45 процентов детей, родившихся в Латинской Америке, Африке, в большинстве стран Азии, не посещают начальную школу. Значит, количество взрослых неграмотных растет со скоростью 20 — 25 миллионов людей в год.
Позорный баланс.
Этой преступной тенденцией человечество обязано вполне определенной группе людей, классу капиталистов.
Этот класс, представляющий ничтожное меньшинство населения земли, держит еще политическую и экономическую власть над многими странами мира. Капиталисты не заинтересованы в образовании неимущих классов, как не заинтересованы они в повышении их жизненного уровня. Ведь это их главный источник доходов.
Борьба с неграмотностью в принципе не самая сложная из задач, стоящих перед человечеством. Ее можно было бы решить в сравнительно короткие сроки. Как это было сделано в нашей стране. Как это было сделано на Кубе. Обучение одного взрослого грамоте обходится, по подсчетам ЮНЕСКО, в 6 — 7 долларов. Подобная затрата, если перевести ее на чисто финансовый язык, окупится стократно. Но бюджеты большинства стран с низким уровнем грамотности весьма тощи. Это страны, познавшие колониальный режим в прошлом и испытывающие экономическую эксплуатацию в настоящем. Чрезвычайно низкий жизненный уровень полуголодного, неграмотного населения этих стран позволяет монополиям присваивать подавляющую часть произведенного здесь труда. Вернув лишь незначительную часть своих сверхприбылей, империалистические корпорации смогли бы финансировать ликвидацию неграмотности. Но они ни за что не согласятся на это.
Неграмотных, полуголодных легче обманывать при расчете за труд, легче эксплуатировать.
Неграмотных, полуголодных легче посылать в бой против таких же неграмотных и полуголодных.
Над неграмотными и полуголодными легче вершить суд и расправу.
На каждые четыре доллара, вывезенные (вернее, украденные) монополиями США из Латинской Америки, приходится один житель этого континента, умерший от голода или болезней, вызванных нищетой.
Капитализм существует, лишь наживаясь, а наживается он на чужих бедах и муках. Счастье людей, рост их творческих возможностей, всеобщее благополучие — все это прямо противоположно собственническим инстинктам капитализма, самому экономическому существованию буржуазного строя. Поэтому капитализм — это антикоммунизм, антигуманизм, антимир. Все его нынешние усилия направлены к торможению закономерного хода истории. Прогрессу он противопоставляет реакцию, мирному труду — агрессию, коммунизму — фашизм.
«Нам нужно все большее и большее пространство. Говоря военным языком, нам нужны аванпосты для успешного ведения войны... Чтобы сохранить наше процветание, нам нужен остальной мир». Крупнейший американский военный обозреватель Болдуин, которому принадлежит данное высказывание, разумеется, прав. Капиталистическое процветание немыслимо без экспансии, без военных авантюр. Империалистическая политика с позиции силы требует для своего воплощения миллионов солдат — молодых, здоровых, тупых. Империализм смотрит на молодежь по-фельдфебельски. Не человек, а приспособление к винтовке, автомату, миномету — вот идеальный «герой» милитаристов. И тогда слово «юноша» означает просто «солдат», «молодое поколение» превращается в «живую силу».
«Живую силу» специально готовят к войне. Современный милитаризм использует весь политический арсенал фашизма и в первую очередь гитлеровские методы обработки молодого поколения в духе насилия и расизма.
«Молодежь должна быть безучастна к страданиям. В ней не должно быть ни слабости, ни нежности. Я хочу видеть в ее взоре блеск хищного зверя», — поучал бесноватый фюрер. Пентагон согласен. Газета, издаваемая для военно-морских сил США, вторит Гитлеру: «Профессиональный солдат ядерной эпохи должен готовиться именно по немецкому образцу — без всяких скидок на гуманность». Какие уж там скидки, если профессор, педагог, президент университета штата Флорида распаляется не хуже любого генерала:
«Мы должны ввести во всех учебных заведениях тотальную военную подготовку. Мы должны учить молодежь на основе законов джунглей — каждый должен учиться искусству убивать». И учат. Усердно учат. С малолетства.
«Надо взять в руки молодежь до того, как она достигла интеллектуальной зрелости и способности критически мыслить», — советует американский философ Г. Меджуд. Так и поступают. Тема войны, реклама оружия и убийств занимают главное место в детских передачах по телевидению. В статье «Телевидение поощряет насилие» известный американский ученый Дж. Эллисон пишет:
«Эта неизменно кровавая, воинственная, мучительная агония повторяется час за часом, год за годом, отравляя страхом сознание нашего народа». Страхом и, добавим, преклонением перед силой, перед оружием, желанием самому стать не жертвой, а убийцей. Этому же учат такие виды спорта, как кэтч, ресслинг, такие образцы искусства, как «фильмы кошмаров», этому детально учат на сборищах неофашистских молодежных организаций. Так отравляется сознание целых поколений молодежи Запада. Так воспитывают кадры для агрессии. Воспитывают и посылают убивать — в Санто-Доминго, в Конго, в Южный Вьетнам.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.