Планета и мы

Александр Данилов| опубликовано в номере №1116, ноябрь 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Не только мы, но и последующие поколения должны иметь возможность пользоваться всеми благами, которые дает прекрасная природа нашей родины!»

Л. И. Брежнев

Охрана природы...

Еще два-три десятилетия назад смысл этой проблемы был в «нехватке» тех или иных природных ресурсов, а сама окружающая среда представлялась нам как огромная «природная кладовая». Сегодня же мы говорим об угрозе чрезмерного воздействия человека на природу. Вспомните: за последние несколько сот лет человек уничтожил около двух третей земных лесов, с лица планеты исчезли сотни видов животных, человек внес в биосферу до миллиона новых химических веществ ранее ей несвойственных...

Вот почему перед человечеством встала новая проблема-охраны биосферы: проблема научная и проблема социально-экономическая.

Разрешима ли она? безусловно: наука и техника найдут пути, которые полностью исключат вред, наносимый природе производственной деятельностью человека. А человек сам может и должен управлять научно-техническим прогрессом.

С академиком Константином Константиновичем Марковым беседует специальный корреспондент «Смены» Александр Данилов

- Константин Константинович, тема нашей беседы настольно обширна, что я затрудняюсь выделить какой-то один аспект и потому хочу задать довольно много вопросов. Определять степень важности каждого из них попрошу вас. Интерес к будущему природы, к способности ее восстановления в наши дни принял взрывной характер и охватил все слои общества без исключения. Чем это можно объяснить? Активностью прессы, в которой тема охраны природы стала одной из постоянных? Тревожным состоянием географической среды? Если такая всеобщая заинтересованность отражает ухудшение состояния природы, то не значит ли это, что не только науке, но и обществу в целом необходимо форсировать свою деятельность по охране природы? Сразу возникает тысяча вопросов.

— Пожалуй, еще ни одна тема не рождала в научной среде такого количества всевозможных суждений, Это объясняется избытком проблем, которые перед нами ставит природа, грандиозностью предстоящей работы и, я бы сказал, многоступенчатостью ожидающих нас дел. Любая сложная проблема, а в данном случае внушительная сумма проблем, стоящих перед наукой, проходит несколько стадий. Самый первый этап связан с накоплением необходимой информации.

Сегодня природа уже не может противостоять собственными силами технической экспансии. Быстрота, с которой развивается техническая цивилизация, определила и взрывной, как вы сказали, характер всеобщей заинтересованности в будущей судьбе природной среды. Но если в появлении такого повсеместного интереса можно отмечать какую-то внезапность, то в научной среде обращение к интересующей нас теме прошло несколько периодов. Например, лет десять — пятнадцать назад был период, который условно можно назвать заповедным. События того времени еще свежи в памяти: мы старались сохранить, оградить от хозяйственного вмешательства человека редкие островки природы, где ценные породы леса сочетались с редкими видами животных и птиц, которым грозило истребление. Одновременно с этим развивалось и другое направление — ресурсное. Однако уже вскоре стало ясно, что необходимость сохранить географическую среду, уберечь ее от нежелательных последствий хозяйственной деятельности человека требует более широкого подхода. Проблема, как сказочный джин, на глазах выросла до гигантских масштабов. Создание заповедников по-прежнему остается важным делом, но основная трудность в решении задач по охране природы заключается в активном подходе к делу с применением сложных, трудоемких комплексных мер.

— Константин Константинович, как можно классифицировать проблемы по охране географической среды? Существует ли подобная классификация?

— Второй вопрос требует четкого однозначного ответа. Между тем однозначного ответа, я думаю, пока еще дать нельзя. Строгая научная классификация предполагает более высокий уровень осведомленности, чем тот, который характерен для сегодняшнего дня. И не только осведомленности, а, скорее, изученности вопросов.

Сейчас же ученые исходят из двух очевидных положений: с одной стороны, природа развивается самостоятельно по своим законам, которые в основном и были предметом внимания ученых в течение долгого времени; с другой стороны, хозяйственная деятельность человека приняла такие масштабы, что корректирует природные процессы параллельно и одновременно с их естественным развитием. Эта корректировка настолько интенсивна и специфична, что требует не менее серьезного изучения, чем чисто природные процессы. Академик П. Л. Капица определяет три основных аспекта глобальной проблемы «человек и природа»:

во-первых, технико-экономический, связанный с истощением природных ресурсов земного шара;

во-вторых, экологический, связанный с загрязнением окружающей среды и нарушением биологического равновесия в системе человек — живая природа;

в-третьих, социально-политический, поскольку эти проблемы необходимо решать усилиями многих, если не всех стран, усилиями всего человечества.

Исходя из этих положений, по своему масштабу проблемы можно условно разделить на районные и планетарные. Но это весьма условно: печатью планетарности отмечены и районные проблемы.

— В состоянии ли общество при современном уровне экономического и технического развития эффективно заниматься решением сложных проблем по охране природы? Может быть, развитие технической революции и способность природы и восстановлению — явления взаимоисключающие?

— Я глубоко убежден, что такая задача нам по силам. Мотивы неизбежного «уничтожения» географической среды, которые время от времени проскальзывают в работах некоторых исследователей, на мой взгляд, не имеют под собой убедительного обоснования.

И хотя в публикациях, посвященных этой теме, — вы, вероятно, и сами это заметили — приводится много фактов отнюдь не оптимистического содержания, это еще не повод для скорых выводов. Человек уточняет свои позиции по отношению к природе, наука, выражаясь фигурально, ставит сейчас диагноз. Опыта в решении задач подобного рода у нас еще маловато, тем не менее уже сегодня можно ссылаться на отдельные, пока еще пробные удачи. Простой пример: в Москве, одном из крупнейших промышленных городов мира, мы сумели улучшить качество воды в Москве-реке. Теперь на набережных реки даже в пределах города можно увидеть человека с удочкой, чего уже не было много лет. Англичане, по сообщениям печати, ликвидировали бич лондонцев — смог. Американцы приняли ряд успешных мер по нормализации условий жизни города Питсбурга — одного из самых загрязненных городов мира.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Прорыв

Наука: Глюциология