Плач родины

  • В закладки
  • Вставить в блог

Рассказы писателей Греции

Древняя Греция с ее мифами и легендами живет в нашем воображении со школьных лет. Но существует еще другая Греция, современная, с ее народом, удивительно добрым и жизнерадостным, судьба которого сложилась так нелегко.

Сначала на землю Эллады пришли итальянские фашисты, потом немецкие, затем англичане, которых сменили американцы. Борцы сопротивления, его герои подвергались жесточайшим репрессиям, многие были казнены, десятки тысяч томились в тюрьмах и концлагерях. Долгие годы... А некоторые так и не успели выйти на свободу – к власти пришли «черные полковники». И новое сопротивление против диктаторского режима 1967 – 1974 годов явилось прямым продолжением сопротивления против немецкого и итальянского фашизма.

Эта тема, тема сопротивления, живет в современной греческой литературе. Эта тема коснулась многих сторон жизни Греции, важнейших социальных и моральных проблем, глубоко проникла в психологию нового поколения – детей, молодежи.

А каким оно будет, новое поколение, – от этого зависит очень многое...

Пение дрозда

Костас Варналис, лауреат международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами»

Дроздом прозвали Аннулу в деревне. Дроздом она прожила свою жизнь и умерла, как дрозд. Она была крохотным человечком. Худенькая, с длинными ногами, невесомая, вот-вот взлетит в воздух, как птица. Она не ходила – прыгала и бежала. Однако о какой деревне идет речь? Об одной из тех горных деревушек, которые примостились на склоне горы, – они все одинаковые. Красивые, но бедные и несчастные, брошенные на волю судьбы и богом и людьми.

Речушка, горный склон, заросший красными олеандрами, и тропинка, которая через сосновый бор ведет на вершину горы. Такая одинокая, забытая деревня, которая и сама-то забыла свое имя.

Ей не было в нем нужды, оно было бы для нее лишней обузой.

Чем меньше у таких деревушек достатка, тем богаче они наделены душой. Душой народа!

Шел последний год оккупации.

Деревня, о которой идет речь, находилась на границе двух Греции: свободной и той, сотрудничающей с оккупантами. Но была ближе к той.

Немецкий гарнизон со своими и «нашими» нацистами старался помешать Свободе спуститься с горной вершины вниз, в долину. На вершине горы находились партизаны, готовя врагам «хорошее рождество ».

Они поддерживали постоянную связь с освободительным комитетом деревни. Но как? Через Цихлу1. Она была дочкой бедной вдовы, мужа которой убили в Албании2. Восьми – десяти лет отроду была она. Звонкий голос, смышленость – и ненависть к врагам. И ловкость, и жизненный опыт, как будто бы она уже была взрослой, и бесстрашие.

Великолепная погода стояла в декабре. Солнечно и сухо, но стужа лютая.

Цихла вместе с другими детьми (школы были закрыты) выходила из деревни на площадку к речке и играла на глазах у немцев и «наших», сотрудничающих с ними.

Играли в мяч.

В самый разгар игры Цихла бросала мяч как можно дальше и бежала изо всех сил, чтобы его поймать.

Мяч катился все дальше по руслу высохшей речушки, и Цихла бежала за ним.

Недалеко, в чаще леса, каждый день в поддень ее ждали двое партизан. Она передавала им письменное или устное сообщение комитета и возвращалась обратно с мячом в руках.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены