Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме. Пересели ее в сарай». Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать из темного сарая. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из ее груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдемте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? Почему не смотришь под ноги? Так мы до вечера будем идти к реке».
Пришли, разделись, искупались. Сын убил мать, вынул из ее груди сердце, положил в кленовый листок, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».
Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горькими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем степями и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов...
Такова легенда, созданная народной мудростью. Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских. «Если в сердце сыновьем загорелась искра в тысячу раз меньше материнской любви, – говорит украинская народная мудрость, – то и тогда эта искра горела бы всю жизнь человеческую неугасимым пламенем».
Человечество существует потому, что существует материнская любовь. Нет ничего святее и бескорыстнее любви Матери: всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна по сравнению с нею, – я думаю, что в этих словах В. Г. Белинского нет ни капли преувеличения.
Сыновняя благодарность... Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли о добре, сделанном для них матерью и отцом. И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источник которой есть признательность детей за добро и благо, созданные родителями во имя добра и блага детей. Неблагодарный сын, неблагодарная дочь – в сокровищнице народной морали это, пожалуй, самое острое, самое глубокое осуждение человеческих пороков. Именно у трудового народа нам нужно учиться воспитанию чистого, благородного сердца, в неисчерпаемом источнике народной морали нам нужно черпать духовную энергию, без которой невозможны подлинная человечность, дружба и товарищество, братство свободных людей. Учись, сын, у народа, учись и на хорошем и на плохом.
Я не знаю того студента, который постыдился своей матери – простой крестьянки-труженицы, но с уверенностью говорю, что это страшный человек. На него, нельзя положиться в трудную минуту – он предаст. И тогда, когда он станет семьянином, отцом, мужем, он ежедневно будет совершать десятки и сотни маленьких предательств, из которых слагается одно большое предательство, он будет калечить своих детей и тиранить жену, будет воспитывать в душах своих детей мелкий эгоизм, себялюбие, презрение и равнодушие к людям.
Желаю тебе крепкого здоровья и бодрого духа. Обнимаю и целую тебя. Твой отец.
Добрый день, дорогой сын!
Меня удивили вот эти слова из твоего письма: «Вы пишете так, будто бы я завтра собираюсь жениться и через год воспитывать детей...»
Человека надо учить всему заблаговременно. Трудиться по-настоящему человек начинает лет с восемнадцати, а учат трудиться его начиная с того времени, как он сделал первый шаг. Так и с подготовкой к продолжению рода человеческого. Учить воспитывать своих детей – это значит учить человечности. Не через год – так через пять лет у тебя будет семья, будут дети. Меня поражает вот что. Подростка, юношу учат многому: обрабатывать землю и выращивать хлеб, управлять трактором и работать на токарном станке, но как воспитывать детей – этому никто и не думает учить. Учат иногда уже тогда, когда у человека есть дети... А между тем это самое главное.
Каждый день начинается для меня детской радостью. Я вижу в радостных детских глазах восхищение красотой раскрывшегося цветка розы, вижу изумление, удивление ребенка, созерцающего что-то необычное, новое – удивительной формы облачко в синем небе, пеструю бабочку среди листьев... С радостью показывают дети подарки мам и пап. Как хорошо, что и общество и родители дают детям много радостей. Но при виде радостных, безмятежных детских лиц в мое сердце закрадывается тревога. Меня тревожит вопрос, над которым должен задуматься каждый будущий отец, и ты задумайся. Зажигает ли наш большой, поистине неугасимый факел любви к ребенку ответную искорку благодарности в его сердце? Чувствует ли ребенок, что радости и блага его жизни – это труд и пот родителей, забота многих и многих «неродных», но дорогих для него людей – дорогих потому, что без них он не мог бы жить, хотя, часто бывает, ему и в голову это не приходит?
Продолжить самого себя, повторить себя в своем ребенке – это величайшее счастье родителей. Ты будешь смотреть на своего ребенка, как на изумительное, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать все, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. А в человеке самое главное – это чувство долга перед теми, кто делает тебе добро, чувство признательности и благодарности. За добро, которое ты будешь давать ребенку, он переживает чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя – отца, для своей матери, вообще для людей старших поколений. За добро ребенок должен платить добром – это важнейший закон родительского воспитания.
Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданные для ребенка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор, пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте (а опыт сам к нему никогда не придет), что важнейший источник его личной радости – это труд и пот старших, он будет убежден, что мать и отец существуют лишь для того, чтобы приносить ему радость и счастье. С первого взгляда это кажется парадоксальным: в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети иногда вырастают бессердечными. Но никакого парадокса здесь нет: ребенок вырастает лишь потребителем радостей, а это самое страшное, что может быть в воспитании, потому что величие и красоту добра переживает лишь тот, кто знает высшую человеческую радость – радость творения добра для людей. Только эта, поистине бескорыстная и поэтому подлинно человеческая радость является силой, облагораживающей юное сердце.
Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые мать и отец дарят сыну, дочери, превращались в золотые россыпи для других людей, для родителей? Самое главное – надо учить ребенка видеть и чувствовать, понимать и переживать всем сердцем, что он живет среди людей; для каждой искорки его радостей и благ кто-то сжигает свою силу, свой ум; каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому-то прибавляет забот и седин.
Когда у тебя родится ребенок, учи его видеть и чувствовать людей – это, пожалуй, самое сложное в трудном деле воспитания человека, повторение себя в сыне, в дочери.
Помни, что раннее детство – с тех пор, как ребенок осознал сам себя, – является школой сердечности. .Создание, творение добра для людей начинается с заботы ребенка о красоте, о красивом. Все, что доставляет человеку эстетическое наслаждение, радость, имеет чудодейственную воспитательную силу.
Молодые отец и мать должны проектировать человека, думать над содержанием каждого урока школы сердечности: что должен делать ребенок, чтобы его сердце было чутким к окружающему миру, чтобы он сердцем чувствовал, что живет среди людей. Пусть в твоей семье будет свой, семейный праздник, в день которого ребенок творит радость для родителей. Во многих семьях у нас – это осенний Праздник Розы. Ты, конечно, помнишь, как в годы детства вместе с Олей сажал куст розы. Помнишь, как ухаживал за кустом, поливал его. Дети быстро загораются желанием выполнить этот несложный труд, но быстро и охладевают. Ребенку часто надо напоминать: полей, прикрой от холода, разрыхли землю. Его не очень радует этот однообразный труд. Результат труда – благоухающий цветок – в его представлении невообразимо далеко. Его надо учить терпеливости.
Но вот появились первые зеленые листочки на кустике – в детских глазах загораются огоньки радости. Наступает длительная полоса нового однообразного труда. Снова и снова ребенок поливает и рыхлит землю, собирает удобрения. Наконец совершенно неожиданно для ребенка появляется первый цветок, потом второй, третий... Огоньки-радости, горящие в эти дни в детских глазах, ни с чем не сравнимы. Это не та радость, которую переживает ребенок, получивший что-нибудь в подарок от родителей. Это не радость досуга, отдыха, не предвкушение удовольствий поездки на экскурсию.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.