Добрый день, дорогой сын!
Твое письмо очень встревожило меня. Преступление, совершенное молодыми людьми, о котором ты пишешь, заставляет еще и еще раз задуматься о воспитании молодежи и школьников, вдуматься в духовную жизнь молодых людей. Половину населения нашей страны составляет молодежь – вот о чем надо помнить и говорить. Мне не дает покоя то, что люди, окончившие среднюю школу (или ушедшие из школы раньше – из 8-го класса), совершенно выпадают из воспитательного влияния умных, настоящих педагогов... Мы не имеем права умалчивать о том, что вырастают тысячи и тысячи молодых людей, для которых ударить человека – все равно что задавить муху.
Разве можно об этом молчать . или говорить спокойно? Как же можно тогда говорить о строительстве коммунизма, если есть у нас такие люди? Это при том, что наша молодежь в общем и целом прекрасна, что среди нашей молодежи тысячи и тысячи героев...
Нельзя молчать и о том, что среди части молодежи вырабатывается позорная привычка: прежде чем идти в клуб, на танцы или на стадион, надо выпить. Пьянство становится бедствием – это не красное словцо, а горькая и обидная истина, горечь которой нисколько не облегчается, а, наоборот, углубляется тем,что советский человек побывал в космосе...
Месяца два назад мне пришлось быть в зале заседания народного суда. Слушалось дело девятнадцатилетнего парня, учинившего дебош на танцевальной площадке. Когда судья спросил у подсудимого: «Ваша специальность?» – он ответил: «Хулиган». Ответил с вызовом, надеясь показаться храбрым, но получилось не так. В этом слове, произнесенном нарочито громким тоном, чувствовалась горечь... Преступники у меня вызывают прежде всего чувство жалости. Жалко гибнущего человека. И в то же время закипает возмущение против тех, кто погубил его. А повинны прежде всего воспитатели – я в этом твердо убежден, – воспитатели в широком смысле: отец, мать, учитель, пионерская и комсомольская организации. Повинны за те годы, когда человек был ребенком и подростком, когда из него можно было лепить что угодно. Я тысячу раз убедился, что корни преступности уходят в детство и отрочество. Главный, столбовой корень – эмоциональная и эстетическая толстокожесть, бессердечное, равнодушное отношение ко всему живому и прекрасному. Мальчик, безжалостно уничтожающий цветочную клумбу, ломающий деревцо, тиранящий котенка или щенка, – это потенциальный преступник. Бессердечное отношение к живому и прекрасному уже заложило в его душе корень преступности. От безжалостного отношения к живому и прекрасному вообще до бессердечности по отношению к человеку – один шаг. В человеческой душе заложен самой природой огромный диапазон с чудесным инструментом на тысячу струн – от тончайшей нежности и ласки до готовности бороться не на жизнь, а на смерть за достоинство человека. Но этот инструмент навсегда останется спящим великаном, если юную душу не воспитывать, если эти тысячи струн не настроить каждую в отдельности. Одной из самых тонких струн в этом чудесном инструменте является человечность. У тебя будут дети, ты будешь озабочен тем, чтобы они стали настоящими людьми; так знай же, что самое главное в творении человека – это воспитание способности дорожить человеческой жизнью как самым дорогим, бесценным богатством. Никогда не поднимает руку на другого человека тот, кто в детстве близко к сердцу принимает радости и горечи другого человека, кто готов отдать свою радость, свое благополучие во имя того, чтобы отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка не знали горя, страданий. Правильно настроить эту самую тонкую струну в душе – человечность – это значит прежде всего научить маленького человека творить добро для других и испытывать в связи с этим высшую радость.
Но было бы неправильно считать, что за поведение преступников ответственны лишь семья, школа, пионерская и комсомольская организации. Вступив в возраст отрочества, по-моему, с 12 лет, человек уже должен начинать воспитывать самого себя. А в годы ранней юности, начиная с 16 лет, самовоспитание становится важнейшим долгом каждого. Мне бы очень хотелось узнать твои взгляды на самовоспитание. Что ты считаешь самым главным?
До свидания, дорогой сын. Желаю тебе крепкого здоровья и бодрого духа. Обнимаю и целую тебя. Твой отец.
Добрый день, дорогой сын!
Спасибо за сердечное, но немного сумбурное письмо. Я рад тому, что оно сердечное, и тому, что оно сумбурное. Иначе, наверное, и быть не может: ты стремишься сказать все, что волнует тебя.
Итак, в самовоспитании ты считаешь самым важным самодисциплину: умей заставить себя работать, ставить цель и достигать ее... Волевой аспект, конечно, главный в самовоспитании. Но мне кажется, что воля – итог самовоспитания. А сущность его глубже.
Самовоспитание начинается с самопознания. Самое сложное и самое трудное в жизни молодого человека – увидеть себя как бы со стороны, увидеть в свете идеального, героического. Советую тебе: читай побольше о людях, достигших вершины человеческой красоты. Есть и в наши дни люди, жизнь которых – как подвиг Данко. Прочитай маленькую книжечку о Михаиле Паникако – двадцатилетнем комсомольце с Днепропетровщины, который в боях за Сталинград сжег фашистский танк и сам погиб в огне, и ты увидишь мир вокруг себя и самого себя глазами гражданина. Когда он готовился бросить бутылку с зажигательной жидкостью на приближающийся фашистский танк, пуля разбила бутылку, одежда на нем вспыхнула, он, как горящий факел, бросился на танк и поджег его собой, своим горящим телом. Даже фашистские солдаты прекратили огонь, изумленные этим подвигом. Михаила Паникако назвали Данко Волжской твердыни. Что есть в мире, что может сравниться с этим подвигом? Он затмевает подвиг спартанских воинов, героев Фермопил. Если ты увидишь этот живой факел самопожертвования во имя Родины, а не увидеть его невозможно, он высветит все в твоей душе, поможет тебе увидеть в своей душе самые сокровенные уголки. В эти мгновения тебе захочется быть нравственно красивым, захочется что-то сделать для Родины, захочется приобщиться к великому, возвышенному. Создавай такие мгновения – вот что очень важно. Береги в себе высокий нравственный накал этих мгновений. В свете возвышенного и героического ты в конце концов поставишь себе вопрос: кто я такой? Во имя чего я живу на свете? Способен ли я на подвиг?
Прочитай маленькую книжечку о сибирском комбайнере Прокофии Некто-ве. На войне он лишился обеих ног. До войны работал комбайнером в колхозе. Возвратился из госпиталя, затосковал. Чувствовал, что становится в тягость семье. И вот «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого научила его жить. Он нашел в себе силу воли и мужество научиться ходить на протезах, а потом и сесть за штурвал комбайна. За отличный труд правительство присвоило ему высокое звание Героя Социалистического Труда.
Таких людей, как Прокофии Нектов, я знаю восемнадцать человек. В селе Петропавловское Харьковской области (это совсем недалеко от нас), живет Григорий Никифорович Змиенко, тракторист. Через несколько лет после войны его трактор подорвался на мине, Григорий остался без ног. Так же, как и Прокофии Нектов, он нашел в себе силу воли возвратиться в строй. Если описать жизнь всех этих изумительных людей, получится хрестоматия мужества, учебник жизни для юношества. Это было бы самое сильное, самое действенное пособие по самовоспитанию для молодых людей.
Помнишь, я летом обещал рассказать о подвиге советского воина Алексея Бетюка. При выполнении боевого задания он был схвачен фашистами. Его привели к офицеру. На все вопросы Алексей отвечал «нет», «не знаю». Тогда один из гитлеровцев отрезал Алексею ухо. Бетюк вздрогнул, но не проронил ни слова. Палачи отрезали второе ухо. Ни обещания сохранить жизнь, ни угрозы расстрела не поколебали мужественного советского бойца. Фашисты придумали свое мучение. Ему разжали рот, вытянули язык и прибили его гвоздем к столу. Один из палачей медленно водил кинжалом по языку. Ничего не добившись, варвары отрезали Бетюку язык. А поздно вечером гитлеровцы вывели Бетюка к реке, приказали бежать и открыли огонь в спину. Алексей упал в воду, и это спасло его. Превозмогая адскую боль, он вышел к переднему краю, был подобран нашими бойцами и доставлен в госпиталь.
Я видел Алексея Бетюка в госпитале. Мы лежали с ним почти рядом.
Десятки советских воинов совершили такой же подвиг, но, к сожалению, еще не обо всех написаны книги. Верю, что такие книги будут. Они станут незаменимым пособием по самовоспитанию духа. Вдумайся в подвиг Алексея Бетюка, сын. Вот тебе еще один яркий взлет человека к вершине нравственной красоты. В ярком свете этого героического подвига загляни себе в душу. К такому подвигу должен быть готов каждый советский юноша. Ты будешь солдатом, защитником Родины, знай, что в любую минуту ты должен быть готовым сражаться за свободу и независимость Отечества. Если разгорится пожар войны, от тебя, как и от каждого советского воина, потребуется огромная стойкость, сила духа, мужество, самопожертвование. Знай, что в жизни нашей есть вещи ни с чем не сравнимые и не сопоставимые. Это Родина, родной народ, наше любимое Отечество. Без любого из нас Родина может обойтись, но любой из нас без Родины – ничто. Самовоспитание – это прежде всего воспитание в самом себе мужественного патриота.
Воспитывай в себе это святое чувство, сын. Родина – это могучее тысячелетнее дерево. Так пусть же каждый из нас будет не сухим, бесплодным сучком на этом дереве, а живой, плодоносящей ветвью. Помни, что наша страна никогда не покорялась ни одному завоевателю. Знай, что настоящего патриота Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги-фашисты, но покорить нельзя.
Стремись быть настоящим Человеком. Пусть будет чуждо твоему сердцу самоунижение, пусть не знает твое сознание мысли: выдающиеся люди – это люди исключительные, я же маленький, рядовой человек... Советский человек – не пылинка в безбрежном вихре судьбы. Ориентируйся на идеал, на самую высокую вершину нравственной красоты.
Оттачивай, отшлифовывай в себе человечность. Прежде всего доводи до большой тонкости чуткость к злу, неправде, обману, унижению человеческого достоинства. Здесь важно не только осознание, но прежде всего чутье. Вот на твоих глазах человек оскорбляет человека. Если закрыть глаза на это, может быть, и маленькое событие, то вскоре ты будешь закрывать глаза на все. Надо оттачивать чуткость души, тонкость чувств. Пусть в сознании твоем еще не успеет «сработать» мысль – девушке, которую оскорбляет хулиган, надо помочь, – как душа твоя возмутится злом, как чувства твои заставят тебя действовать во имя добра.
Оттачивает человечность красота. «Имеющий в руках цветы плохое совершить не может», – я часто вспоминаю эти стихи Вл. Солоухина. Цветы я понимаю в широком смысле – как красоту вообще. Джеймс Олдридж как-то сказал, что нельзя быть циником и одновременно любить Диккенса. Это несовместимо. Если человек с детства воспитывается на красоте, прежде всего на хороших книгах, если у неге развивается способность к, переживаниям, чувство восторга перед красотой, то маловероятно, чтобы он стал бессердечным, пошляком, развратником. Красота, прежде всего художественные ценности, воспитывает тонкость натуры, а чем тоньше натура, тем острее человек воспринимает мир и тем больше может дать миру... Я не могу забыть слова молодой женщины о том, что цель учения своего в школьные годы и в вузе она видела в том, чтобы удержать знания в памяти и затем, ответив на вопросы при зачете или на экзамене, освободиться от знаний. Такой взгляд на учение таит в себе большую опасность. Литература изучается в школе не для того, чтобы только сдать ее на экзамене. Она должна войти в духовный мир каждого человека на всю жизнь как повседневное общение с красотой. Она становится учебником жизни лишь тогда, когда, образно говоря, ее крылья парят на упругом воздухе красоты. Без красоты, без эстетических чувств эта птица камнем падает на землю.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.