К 50-летию журнала
Советским писателям всегда были дороги дела и заботы молодежи и ее авангарда - ленинского комсомола. В канун 50 - летия «Смены» мы перелистали старые подшивки. Горький и Маяковский, Фадеев и Алексей Тол.
стой, Паустовский и Шолохов - трудно назвать известного прозаика или поэта, имя которого не появлялось бы на страницах нашего журнала. В разные годы практически каждый советский писатель считал своим долгом выступить в «Смене», поделиться с молодежью своими мыслями, наблюдениями, своим жизненным опытом, помочь комсомолу в деле воспитания юных борцов за счастливое будущее.
Перепечатывая ряд публикаций прошлых лет, мы особо хотим подчеркнуть их актуальность и в наши дни. Многие «пожелания» писателей, отвечавших на вопросы анкеты журнала «Смена», проводимой в конце 1931 - начале 1932 года, в жизнь сегодня претворены: по инициативе комсомола уже не раз проводились всесоюзные и зональные совещания молодых писателей, а также семинары, на которых известные литераторы делились опытом со своими молодыми коллегами. Организовывались и организуются издательские серии,
пропагандирующие творчество молодых писателей, осуществлялись социальные заказы - ярким примером такого заказа служит «Молодая гвардия» А. Фадеева. Но немало суждений писателей, размышлявших о том, какой должна быть комсомольская литература, не устарели, и сегодня практическая деятельность комсомола по воспитанию молодой творческой интеллигенции подтверждает, что у нас есть еще нерешенные проблемы профессиональной и идейной подготовки начинающих авторов.
Перепечатка отрывков из выступлений писателей в 1931 - 1932 годах, на наш взгляд, поможет еще раз обратить внимание на такое важное дело, как работа с молодыми литераторами, а очерк Ильи Эренбурга о жизни и подвиге комсомолки Ины Константиновой (№ 7 за 1949 г.) возвратит читателя к годам Великой Отечественной войны, герои которой вот уже более 30 лет учат своим примером новые и новые поколения молодых граждан нашей страны.
И молодых и старых авторов еще очень крепко держится привязанность к старым формам литературного произведения; не представляя себе роман без любовных ситуаций, обязательных «кризисов сознания», они строили на этом материале вещи еще и потому, что эти два положения позволяют произведению включить рискованные, соблазнительные и заманчивые для читателя страницы, этим и ограничивая развитие романа. Не хватало наблюдательности, силы изображения, способности синтеза и просто таланта, чтобы шире взглянуть на вопросы производственной и колхозной жизни, где общими «любвями» уже нельзя ограничиться. Кроме того, быт колхозный и производственный большинству писавших о комсомоле вовсе не был знаком, что для некоторых, правда, не явилось препятствием к быстрому написанию романов о колхозах и заводах...
Необходимо, чтобы они (молодые писатели) были образованными людьми, стоящими на уровне индустриального развития страны, чтобы «не одним нутром» работали над своими произведениями. В этом им надо помочь. Талантливый, но полуграмотный писатель не справится с задачей сегодняшнего дня: она его раздавит. Дальше ярких, но мелких произведений - с ограниченным кругозором в лучшем случае - он не пойдет. Нужно, чтобы ударники, призванные в литературу, изучали технику, диамат, иностранные языки (незнание иностранных языков превращается в бедствие в среде начинающих писателей). Литературные органы ВЛКСМ должны взять шефство над лучшими ударниками - писателями, следить за их развитием, помогать в выборе темы, в добывании материала, устраивать конкурсы на важнейшие темы, печатать (очень мало места уделяется продукции ударников) постоянно работы начинающих, учредить постоянные консультации, организовать съезд ударников, призванных в литературу, выставку их работ и т. д...
Легко написать трескучую победную реляцию со строительного фронта, трудно передать в образах, как этого требует художественное литературное произведение, всю сложную картину общественной обстановки, личных переживаний, противоречивые факты впервые возникшего небывалого в истории явления. Из всей человеческой массы, созидающей это явление, комсомол наиболее труден для подлинно художественного изображения. И в маститой русской литературе повести и рассказы, героями которых являлась молодежь, зачастую страдали слащавостью, присюсюкиванием, вообще лживостью, самым большим изъяном для организма литературного произведения. Переходная пора человеческой жизни от отрочества к возмужалости, когда в человеке еще жива детская насущная потребность потехи, игры, не омрачаемого никакой заботой полноценного веселья, является в то же время игрой первых ответственных столкновений со всеми пороками и несчастьями жизни человека, болезнями общества, заразой окружающих унылых мыслей, чувств, настроений, вредных для дела переустройства, улучшения и этого самого человеческого общества и всего неправильного людского существования. Она является порой и самоопределения в классе, в государстве, в избранном труде. Законное стремленье всего молодого жить на всех парах наталкивается на отпор возмужалых, размеряющих течение существования на основах знания, практического опыта. Утверждение мировоззрения, которое определит всю дальнейшую жизнь человека, и неизбежное наличие в той или иной мере еще неизжитого детского легкомыслия, сборный пункт всех противоречий бытия - вот юность.
Разве легко изобразить ее правдиво, то есть художественно убедительно, в литературном произведении. Изображение роли ленинского комсомола в области социалистического строительства - задача удвоенной трудности. Здесь не только герои, но и сама сфера, в которой они живут и дышат, - тоже юна.
... Стараюсь написать о молодежи. Накоплению материала в этой области мне ничего не мешает, - наоборот, даже все благоприятствует в данное время. Со мной живет сестра - комсомолка, активистка. В литературном заводском кружке я работаю с комсомольцами. Собираемся каждый пятый день, в дни отдыха. В эти дни я и обедаю в их заводской столовой вместе с ними. В разговорах после занятий узнаю даже мелкие подробности не только их быта, но и работы. Уехавший на лесозаготовки комсомолец - рабочий аккуратно и подробно пишет мне о своей работе и жизни на участке. С комсомольцами - ударниками с «Красного треугольника» у них сохранилось бытовое знакомство. Материал есть. Воплощению его мешают не только субъективное замешательство над трудной темой. Самое накопление материала отнимает много времени. Чужое творчество поглощает время, отведенное для своего. Писания членов руководимого мной литкружка требуют пристального внимания. К занятиям приходится готовиться, потому что одновременно необходимо обучать и грамматике, и синтаксису, и теории словесности. Но в этих занятиях сохраняется мое право числиться советским писателем.
Вот именно такая работа в данное время насущно необходима для воспитания новых кадров молодых писателей. Это не значит, что именно такая, как моя лично. В моей, конечно, немало дефектов. Но постоянная, регулярная работа - дежурство на литературных занятиях рабочих кружков. Обычно в них основное ядро - комсомол. Когда партийный актив из низов одолевал по командировкам учебу для занятия командных постов в армии, в политических организациях, на местах руководителей советских государственных учреждений, каждому из них учитель был обязан прийти на помощь по отдельному требованию. С отстающим в математике учитель - математик занимался на дому. По этому же принципу надо готовить писателей из большевиков. Нельзя создавать громоздкие литературные кружки. Надо заниматься с таким количеством человек, чтобы каждого видеть отдельно со всеми его промахами и возможностями. Человек десять - двенадцать, не больше, на одного руководителя. А самое главное - надо внушить начинающим писателям не только любовь, но и уважение к литературному труду. Как и всякий труд в государстве, он ответствен, поэтому заниматься им от безделья, писать с кондачка - значит вредить. Литературные органы ВЛКСМ должны внимательно и часто проверять работу руководителей и выяснять причины застоя, малой посещаемости кружков, плохой продукции.
Чтобы написать о комсомоле, нужно писателю быть там, где идет социалистическая стройка, где пролетарская молодежь под руководством ленинского комсомола ведет напряженную борьбу за социализм, показывая примеры подлинно социалистического отношения к труду и беззаветного героизма. Тема о комсомоле - огромная, сложная и ответственная тема. Справиться с этой темой сможет тот писатель, который не только хорошо, глубоко изучил жизнь пролетарской молодежи, но и умеет глубоко осмыслить явления нашей боевой действительности во всей ее сложности, многообразии, а для этого он должен крепко овладеть методом материалистической диалектики. Иначе он неизбежно пойдет по линии наименьшего сопротивления, примером чего могут служить почти все книжки о молодежи, изданные до сих пор: в них много уделяется внимания, например, половым проблемам, жизнь комсомола дается поверхностно; главное в этой теме - труд молодежи - почти отсутствует; пятимиллионный комсомол имеет немало своих комсомольских писателей, пришедших в литературу от станка. Эти новые писательские кадры, тесно связанные с заводом и колхозом, со всей практикой соцстроительства, могут и должны дать художественные произведения о комсомоле. Вместе с основными кадрами пролетарских писателей, овладевая всем опытом пролетарской литературы, критически усваивая и перерабатывая культурное наследство предшествующих классов, ударники - комсомольцы, писатели с этой большой и ответственной темой справляются. Литературные органы ВЛКСМ («Комсомольская правда», «Молодая гвардия», «Смена» и т. д.) должны добиться и несомненно, добьются того, что в ближайшее время мы будем иметь художественные произведения о пролетарской молодежи, стоящие на уровне большого искусства.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Отвечает Ф. К. Корвяков, председатель ленинградского обкома профсоюза рабочих строительства и промышленности строительных материалов.