Но дело не только в том, что писатель узнает мнение читателя и на этом успокаивается.
Ведь сам - то читатель не есть что - то неподвижное.
раз и навсегда данное... Тут очень сложные дела...
В Москве имеются такие читатели, которые готовы заплатить 20 рублей за то, чтобы взять на две недельки почитать «Тайны Парижа» Евгения Стоили же «Рокамболя» Понсон де - Тарайля.
Или например мне сообщали из Горького, что там 5 рублей платят на базаре за истрепанную книжку Шерлока Холмса, Нат Пинкертона, зачитывая эту «литературу» до дыр.
И тут перед нами огромнейшая задача - воспитать читателя, привить ему художественный вкус, новые эстетические понятия. Мы должны опираться на помощь передовых, лучших людей нашей страны, но мы должны усиленно работать и сами над вопросами искусства социалистического общества. Читатель очень любит писателя Джека Лондона и в особенности его рассказ «Любовь к жизни». Надежда Константиновна писала в воспоминаниях, что она читала Ильичу этот рассказ и он ему страшно понравился. В чем там дело?
Идет человек по снежной пустыне, чуть не умирает с голода, ползет, а за ним движется волк, хочет сесть этого человека. Картина жуткая, она на нас действует, но тем не менее в этой картине, очень яркой и очень сильной, мы не понимаем, почему это так получилось, зачем человек идет, во имя чего он идет, только ли за тем, чтобы спасти свою жизнь?
А вот возьмите вы поход «Сибирякова». Здесь тоже люди преодолевали смертельные опасности, но во имя чего они это делали, нам понятно.
Сравните рассказы Джека Лондона, всех его героев, весь строй идей этого писателя с нашими героями, с нашим строем идей, и вы увидите, как изменилось дело.
В произведении Джека Лондона «Красное солнышко», действует сильная личность, герой, очень импонирующий читателю. Но в конце концов, когда прочтешь все произведение, то становится просто жалко героя. Написано сильно, увлекательно, а прочитал и думаешь: вот еще один человек, которого изуродовало капиталистическое общество...
Герои Джека Лондона бесспорно не могут не терять своих поклонников в нашей стране, где вершатся самые героические дела человеческой истории.
В нашей литературе, по - моему, не хватает своего советского Джека Лондона. Не хватает писателя, который писал бы с такой же силой, как Лондон, но который показал бы страстного человека - бойца, имеющего совершенно иную цель, чем все герои Джека Лондона, человека - представителя миллионов, сознательно ведущих борьбу за построение бесклассового социалистического общества, человека, знающего, за что он борется и как нужно бороться.
И вот тут - то формула Сталина, что труд стал делом чести, славы, доблести и геройства, перед нами, писателями, полностью раскрывается и звучит, как боевой призыв к художественному действию. Она очень многое объясняет и наталкивает на интересные мысли относительно новых понятий о красоте.
Троцкий говорил о труде, что труд - это проклятие со времен Адама, что человеку свойственна нега, и при социализме будет жизнь, исполненная неги, а труд, как кара, как несчастье, будет возложен на плечи машин. Человек же от этого будет свободен и будет жить припеваючи.
Жизнь уже опрокинула самого Троцкого и все его бредни. Мы за Сталиным повторяем и видим, что социализм и труд не отделимы, что труд стал делом доблести, чести, славы, геройства.
Новая действительность обязывает нас, работников искусства, продумывать вопросы искусства по - новому и отвечать на них по - новому.
Если мы действительно хотим выполнять волю партии, если мы хотим быть теми «инженерами душ», о которых говорил Сталин, то мы к этому должны быть основательно подготовлены.
В литературе у нас есть представители старого поколения, старые писатели; многие из них очень крепко перестраиваются в нашу сторону - возьмите хотя бы Алексея Толстого. Но есть еще и классово враждебные люди, которые и по сей день продолжают свою, враждебную нам, деятельность. Их надо разоблачить.
Вместо ликвидированного РАПП создается единый союз советских писателей. Известно историческое решение ЦК партии о перестройке литературно - художественных организаций. Известны также разговоры, которые были на эту тему относительно того, что вот, мол, сейчас будет на земле мир и в человеке благоволение, что нет классовой литературы, что пролетарские писатели провалились, пошли на поклон к варягам, то - бишь старым мастерам литературы, и т. д. Все это есть отражение классовой борьбы в литературе.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.