Для литературного молодняка собирающийся в мае 1934 г. съезд писателей явится событием огромной важности.
Съезд подведет итоги деятельности всей советской литературы.
Вы представляете собой один из боевых отрядов молодой литературы. Вам, как и другим творческим коллективам молодежи, нужно подвести итоги своей работы: посмотреть, что в лей хорошего, что плохого.
У Маркса где - то есть замечание, что книжка, не нашедшая своего потребителя, - это просто ненаписанная книжка.
А как у нас в этом отношении получается?
Ко мне приходили молодые ребята жаловаться, что их не печатают. А я их спрашиваю:
- Вы уже кое - что печатали? - Да, - говорят. - Читали свои произведения рабочим? - Читали. - Так вот и несите их отзывы, дайте по этому вопросу материал, это и будет оружием в ваших руках.
Нужно с этой точки зрения просмотреть всю нашу литературу.
Мы уже имеем прекрасные образцы действенности литературных произведений.
Книгу Шолохова «Поднятая целина» читают колхозные бригады при свете костров. По этой книге угадывают своих героев, угадывают и выявляют врагов.
Вот как реализуется хорошая книга.
Я думаю, что самая лучшая награда для писателя, это когда он водит, что его книжка приносят хорошие результаты.
«Поднятая целина» помимо расширения кругозора читателя заряжает его огромной, от самого сердца идущей ненавистью к старому, продуманной и усиленной теми знаниями, которые он почерпнул из книжки. Это как раз и есть та воспитательная работа, в результате которой формируется, выражаясь по - старому, «душа» человека.
В моей книжке «Разбег» есть немало слабостей. Но она дошла до читателя. Она так отвечала требованиям момента, что мне удалось в той же станице Васюринской собрать конференцию ее героев. И вот эти 600 человек, которые с трудом могли вместиться в том самом клубе, с описания которого я начал «Разбег», говорили не только о книжке. Они сейчас же перешли к обсуждению своих колхозных дел, говорили о том, что у них имеется и что нужно дальше делать в колхозе.
Трудно вам передать, какое счастье я испытал от сознания, что моя работа помогает.
Мы ведем подготовку к съезду. Я спрашивал некоторых писателей: «Как вы связаны с читателем?» Некоторые отвечают: «А вы знаете, т. Ставский, не могу я переписываться с читателем; как - то меня это не задевает, не интересует».
Я думаю, что у нас есть не один такой писатель, который не связан с читательской средой. В этом колоссальнейшая опасность. В этом отрыжка старого. Это от писателя старого типа, от писателя жреца, изрекающего истины, которые «чернь» способна только слепо воспринимать.
Насколько это сейчас звучит смешно, говорить не приходится. Мы боремся и. еще усиленной будем бороться за новый тип писателя, писателя - активного участника строительства социализма, писателя, который не только творит, но и следит за тем, как его книжка воздействует на массы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.