Пионер - отряд или скрипка, общественная работа комсомольца или учеба в консерватории - что важнее, как относиться ячейке к комсомольцу, бросившему работу с пионерами из - за музыки? - вот вопросы, поставленные рассказом П. Матера «Скрипач Андро» (№ 18 «Смены» за 1928 г.). Читателей журнала «Смена» весьма заинтересовал рассказ. Редакцией получено очень мною откликов читателей. В настоящем номере журнала печатается первая партия писем читателей. Дискуссия будет закончена в следующем номере.
О ЧЕМ говорит рассказ «Скрипач Андро» («Смена» № 18)? О нетоварищеских, невнимательных, некомсомольских отношениях к ячейке; об администраторской, принудительной системе работы и о скандальном провале этой системы.
... Парню дана нагрузка - руководить пионер - отрядом. Андро влечет другая деятельность, музыкальная учеба. Он, очевидно, не раз заявлял об этом тому же бюро («в десятый раз прошу снять с меня ответственность за отряд»). Но бюро смотрит иначе: «пусть, мол, играет на скрипке и руководит отрядом». Может ли он, нравится ли ему, справится ли он с этим? - до этого никому дела нет. Бюро выжидает, пока работа пионер - отряда разваливается окончательно, и тогда начинает «соборовать» несчастного скрипача - тут и «уклон, пахнущий мещанством», тут и дилемма «скрипка и класс», и философствование на тему «строительство социализма и музыка», и много других, не менее страшных «грехов» (это все, однако, не мешало членам бюро в свободное время восторженно слушать игру Андро).
Теперь мы боремся за товарищеские взаимоотношения в ячейке. Теперь мы несем комсомольские нагрузки в добровольно - обязательном порядке. Поэтому нельзя винить Андро в том, что он стал бегать в консерваторию, забросив пионеров (надо помнить, что он заявлял, что не может с ни - ми работать). Да и почему это бюро так крепко держит его в вожатых? Неужели нельзя использовать такого парня на другой работе, хотя бы на проведении тех же прогулок со скрипкой вместо гармошки, но в организованном порядке? Чем скрипка хуже гармонии?
По - моему, никаких выговоров закатывать не следовало - не за что. Если бюро живет «по - старинке» - ребята не виноваты. И если низовые ребята («стриженый, ершистый паренек») перерастают актив, последнему нужно либо подтянуться, либо признаться в своей отсталости, а не обвинять собрание в «анархизме».
Нужно поставить так, чтобы каждый комсомолец мог получить интересную отрасль конкретного дела.
(Из воззвания ЦК ВЛКСМ о самокритике от 17 июля)
Д АКТИВ ячейки взял неправильную линию своим предложением исключить из комсомола Андро.
Андро увлекла скрипка. Он настолько отдался музыке, что отчасти не выполнял нагрузки вожатого. Мы мало имеем комсомольцев, способных к музыке, и вот когда появился способный комсомолец, ячейка должна была бы способствовать ему в деле изучения трудной музыкальной техники.
Заявления, подобные заявлению члена бюро ячейки, о том, что музыка не нужна рабочему классу, что она буржуазна, - свидетельствуют об отсталости товарища.
РЕШЕНИЕ ячейки о скрипке Андро лишний раз доказывает, что наша рядовая комсомолия часто бывает более чутка и относится более критически к своей работе, чем наш актив.
Много еще у нас в организации косности, «критики» с плеча, «критики», под которой зачастую ничего не кроется.
Нам нужно проводить серьезную воспитательную работу среди членов комсомольской организации. Благополучно ли у нас на этом фронте? Ведь одними собраниями, которые бывают один раз, а то и реже, в неделю воспитательной работы не проведешь. Политшколы... А много ли в них комсомольцев?
Слово секретарю ячейки Карло.
- Скрипка - скрипкой, а раньше класс и комсомол. Предлагаю исключение, - заявил этот товарищ.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.