Пионеротряд или скрипка

опубликовано в номере №115, декабрь 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

Пионеротряд или скрипка, общественная работа комсомольца или - учеба в консерватории - что важнее - ест вопросы, поставленные рассказом П. Магера «Скрипач Андре» (№ 18 «Смена» за 1928 г.). Заканчивая печатание дискуссионных откликов, полученных редакцией, мы помещаем статью тов. Луначарского, ставящую вопрос принципиально, и заключение редакции.

Кому заниматься искусством

ПРОШЛО уже то время, когда, по недостатку понимания значения искусства в развитии общественности, некоторые предполагали, что можно относиться к нему просто как к роскоши. Комсомол сейчас менее, чем какая - нибудь другая организация, может заслужить упрек в непонимании значения искусства. Он делает многое для распространения хорошего искусства в рядах комсомольцев и для того, чтобы помогать комсомольцам, художественно одаренным, выдвинуться и заняться тем или другим художественным трудом.

Разумеется, для этого делается еще недостаточно, да и все государство наше слишком бедно для того, чтобы обеспечить такое выдвижение в совершенно безболезненной форме.

Однако надо с другой стороны отметить, что в молодых годах очень многие воображают себя поэтами, беллетристами, живописцами, музыкантами и т. д., имея лишь очень небольшое дарование.

Карьера художника, скульптора или актера часто кажется чрезвычайно заманчивой. Поворот общественного мнения в ту сторону, что искусство действительно является революционно - ценным, когда оно пропитано соответствующим содержанием, еще более усиливает тягу в этом направлении. Беспрестанно встречаешь юношей и девушек, которые глубоко убеждены в своей талантливости и страстно и болезненно прокладывают себе путь к желанной художественной карьере. Между тем, как ни ценно искусство, все же нужно сказать, что оно отнюдь не возвышается по своей ценности над общественной работой или над работой в области науки, техники, журналистики и т. д. Оправданием для того, чтобы заниматься искусством, может служить только большой талант.

Наше время таково, что мы можем надеяться на выдвижение талантов не только из большой верхушечной группы, как это было до сих пор, но из всей толщи нашего народа. Пока у нас нет еще перепроизводства художников, но оно легко может наступить при таком массовом выделении (особенно писателей) из широчайших кругов, а этого вовсе не нужно. Не только бездарное писательство и всякое другое бездарное искусство, но даже искусство не очень даровитое имеет весьма относительную ценность и не может служить оправданием для существования человека, производящего его в обществе. Плох тот, кто пишет очень заурядные картины, рассказы, стихи и думает, будто этим самым он выполняет весь свой долг перед обществом. Сделать из искусства свою профессию, целиком отдаться искусству может и должен только тот человек, который обладает крупным талантом, и который проверил его.

Да и то нужно сделать оговорку, что отдаться целиком своему искусству и отгородиться от общества, его нужд и запросов, - это значит сузить базу своего искусства. Даже художник - профессионал, и очень талантливый, сделает прекрасно, если рядом со своим художественным делом, будет иметь еще какое - нибудь занятие, более прозаического типа, и в не меньшей мере будет участвовать и активно участвовать в той или другой полезной организации.

Что же касается людей второстепенного таланта, то они должны прямо так и относиться к искусству, как к одному из своих занятий, и рядом иметь какое - нибудь другое. Это нисколько не вредно для художества. Мы имеем много случаев, когда люди, занимавшиеся тем или другим полезным трудом, ничего общего с искусством не имевшим, творили крупные художественные произведения.

Для всякого художественного дарования очень важна широкая связь с жизнью. Поэтому правилом для каждого молодого человека, который верит в зачаток таланта в себе, является во - первых хорошенько проверить, действительно ли это талант, обратиться для этого к знающим людям, посмотреть, как воспринимает его произведения окружающая среда; во - вторых, готовясь стать художником, если для этого оказались данные, не упускать из виду своего общественного развития, а также и изучения какого - нибудь другого ремесла или занятия, к которому нужно относиться, как к параллельному.

Я так мыслю, что даже если талант оказался крупным и человек уже становится профессиональным художником, он все равно должен опасаться односторонности и не впадать в узкий профессионализм. Конечно, это особенно важно для писателей. Писатель является глашателем общественности и исследователи общественности. Чем больше сам писатель находится в гуще общественной жизни, тем более выигрывает его произведение. Конечно, из этого не следует, чтобы нужно было комкать время, потребное для обучения, или чтобы художник не имел права или даже обязанности отстаивать, после того, как накопит известный опыт, свое право на более или менее длительное спокойствие, когда он оформляет и создает свое произведение.

Вот те, очень простые, но, как мне кажется, верные мысли, которые можно высказать по поводу вопроса о том, кому заниматься искусством.

Общественная организация, среда, если дело идет о ее члене, должна, таким образом проверять, заблуждение ли это относительно себя или подлинное дарование. В первом случае нужно мягко и осторожно отвести молодого человека от его самообмана; во втором - надо окружить заботами и поддержкой молодое»« дарование.

А. Луначарский

Комсомольский спор об Андро

В ПОВЕСТКЕ дня собрания кооперативной ячейки комсомола еще дюжина «разных» вопросов, но все же пред собрания сказал:

- Давайте прочтем и обсудим очерк! Читал я медленно, изредка поглядывая на аудиторию, и старался подчеркнуть характерные абзацы из речи комсомольских чудаков: «Музыка рабочему классу не нужна»... «это предрассудок»... и т. п.

Слушали внимательно. И проявили должную активность в дискуссии.

Кратко о том, что говорили:

Перумов. - Комсомольская организация должна учитывать способности ребят. Плохо, что актив, не дав выдвинуться Андро, как способному к музыке комсомольцу, заговорил даже об исключении. Следовало бы его освободить от пионер - работы. Добиться посылки на учебу. Учитывайте способности!

Черняков. - Высказался против освобождения от пионерработы, мотивируя, что надо не забывать общественную работу, тем более, если идет речь о воспитании смены комсомола. Актив, конечно, строго поступил, говорил он.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Под обстрел

О лакированных комсомолках