«Пинк Флойд»

Николай Арефьев| опубликовано в номере №1494, август 1989
  • В закладки
  • Вставить в блог

"Сможем ли мы когда-нибудь подойти к уровню «Пинк Флойда» — это под большим вопросом"

Приезд на гастроли в Москву группы «Пинк Флойд» расценивается многими критиками как самое значительное музыкальное событие года... Будущие участники группы — бас-гитарист Роджер Уотерс и гитарист Сид Барретт были знакомы еще по школе для мальчиков в Кембридже. После ее окончания друзья переехали в Лондон для изучения искусства и архитектуры. Там Уотерс встретил барабанщика Ника Мейсона и пианиста Рика Райта. Ребята вскоре стали неразлучными друзьями и в свободное от учебы время играли в различных группах, пока не образовали свою под названием «Скриминг Эбдэбз». После того как к ним присоединился Барретт, также активно выступавший с различными коллективами, группа была переименована в «Пинк Флойд саунд» (юные музыканты взяли это название от имен двух американских блюзовых гитаристов — Пинка Андерсона и Флойда Кансила). Сид Барретт постепенно увлек их своими оригинальными идеями в области лирики и музыки: «Пинк Флойд» (именно так они начали именовать себя к началу 1966 года) из коллектива, исполнявшего традиционный ритм-энд-блюз, превратили в одну из лучших групп психоделического рока.

Основным генератором идей был тогда Сид Барретт. Он черпал вдохновение из эксцентрических образов детства, сказок, мистицизма. Такой странный набор исходного материала был напрямую связан с его, как потом выяснилось, все возрастающим пристрастием к галлюциногенам, в основном к наркотику ЛСД. Тогда еще никто не знал, какую роковую роль в его судьбе сыграет это «баловство»…

В августе 1967 года «Пинк Флойд» выступили на фестивале современной музыки в Лондоне и отправился в свое первое большое турне по стране. Несмотря на успешное начало, уже через несколько недель стало ясно, что гастроли на грани срыва: Барретт довел себя наркотиками до такого состояния, что иногда просто стоял на сцене, не в силах сыграть ни одной ноты, забывал свои партии. В конце концов Роджер Уотерс пригласил в качестве «запасного» своего старого знакомого — гитариста Дэйва Гилмора. В ходе выступлений выяснилось, что тот неплохо играет и поет, а также полон творческих идей. В течение семи недель Гилмор и Барретт играли на концертах бок о бок. Это кончилось тем. что последний, так и не сумев сдержать обещаний перед друзьями бросить наркотики, был вынужден уйти из группы. Ему едва исполнилось 22 года. В 1970 году Сид при помощи Гилмора и Уотерс записал две пластинки, пользовавшиеся весьма скромным успехом. Чуть позже, когда «Пинк Флойд» записал песню «Сияй, сумасшедший бриллиант», посвященную Барретту, он неожиданно появился в студии и объявил, что совершенно здоров и готов приступить к работе. Это было его последним появлением на публике. Молва гласит, что сейчас он влачит существование в подвалах Кембриджского университета. После туров по Японии, Австралии и США музыканты почти на девять месяцев уединились в студии вместе со звукоинженером Аланом Ларсонсом, Итогом было появление пластинки, перевернувшей представление о технике и возможностях звукозаписи. Пластинка называлась «Обратная сторона Луны» (1973 г.) и была интересна не только с музыкальной точки зрения, но и смысловым содержанием, в своих песнях музыканты обратились к внутреннему миру современного человека, живущего под постоянной угрозой войны, в мире жестокости, равнодушия, человеконенавистничества и алчности. Диск «Обратная сторона Луны» вошел в историю рок-н-ролла как «самый раскупаемый», в течение двух лет он прочно удерживался в хит-парадах Великобритании и США, и это время было поистине «звездным часом» «Пинк Флойда»...

И опять гастроли, работа а студии над новой пластинкой «Жаль, что тебя с нами нет» (1975г), которая, хоть и была великолепно сделана, но асе же не могла повторить успех предыдущей. В январе 1977 года на прилавках английских и американских магазинов появилась очередная работа группы — альбом «Звери». Музыкальные критики назвали пластинку «злой» из-за действительно ничем не прикрытой бичующей социальной сатиры, звучавшей а текстах песен Уотерса. В 1979 году вышел двойной альбом «Стена», а спустя почти год — одноименный фильм с Бобом Гелдофом (солист группы «Бумтаун Рэтс») в главной роли. И снова «Пинк Флойд» подверг острой критике современное общество: систему школьного воспитания, судопроизводства, армию, взаимоотношения между людьми. Стена равнодушия, цинизме, бессмысленной жестокости разделяет людей, а безропотное подчинение диктату официальной власти только укрепляет их отчуждение. Но, несмотря на то, что альбом в целом весьма пессимистичен, в финале герой находит а себе силы к сопротивлению и как результат — стена с грохотом рушится.

Надо сказать, что не всем пришлась по вкусу новая работа музыкантов: солидные буржуазные издания в один голос заговорили о творческом кризисе, о том, что и пластинка, и концертное шоу. и фильм скучны и неинтересны. Но люди считали по-другому: во всем мире было продано свыше 11 миллионов дисков, а песня «Еще один кирпич а стене» надолго закрепилась в хит-парадах резных стран мира.

Начиная с 1981 года участники группы начали активно работать над сольными проектами: записывать пластинки, помогать начинающим музыкантам. В 1983 году вышел очередной альбом «Последняя рана», чуть позже — «Произведения», После этого Роджер Уотерс заявил о своем уходе и расформировании коллектива. Остальные поначалу согласились, видимо, все были слишком заняты собственными делами. Но время шло, появлялся новый материал, который был под силу, лишь группе «Пинк Флойд», и в 1986 году Гилмор, Райт и Мейсон заявили о возрождении группы, а в качестве подтверждения выпустили новую пластинку под названием «Моментальная потеря рассудка». Уотерс был страшно возмущен «этой выходкой». Он считал, что без него музыканты не имеют права использовать старое название, и затеял судебное разбирательство, которое длится и по сей день. А «Пинк Флойд», хоть и не в полном составе, продолжает успешно и активно работать — концерты в Москве тому доказательство.

Перед концертами музыканты «Пинк Флойда» по традиции встречались с журналистами. Да, им было когда-то по двадцать, они носили длинные волосы и вытертые джинсы, но сейчас они меньше всего подходили на роль рок-музыкантов в общепринятом представлении. Они были похожи скорее на степенных отцов семейств (собственно, они таковыми и являются) — этот ироничный и одновременно внимательно следящий за происходящим Дэйв Гилмор, седоволосый, отрешенный Рик Райт и вечно удивляющийся, застенчивый Ник Мейсон.

Вопрос: — Как вы семи считаете, в каком стиле играет группе «Пинк Флойд»?

Гилмор: — Мы занимаемся тем, что играем просто МУЗЫКУ. Относить то, что мы делаем, к какому-либо жанру или стилю — дело журналистов. Вопрос; — Могут ли музыканты оказывать влияние на политические процессы?

Гилмор; — Назначение музыки — это прежде всего развлечение. Но если кто-то ставит перед собой цель влиять на политические процессы — почему бы и нет, тем более что у некоторых это получается.

Вопрос: — Что вас объединяет вместе как группу, каковы ваши увлечения?

Райт:-- Нас объединяет прежде всего общее понимание того, какой должна быть наша музыка, шоу. Но, конечно, каждый из нас имеет и какие-то свои пристрастия и хобби, хотя на это в принципе нет времени,

Вопрос: — Каковы ваши сегодняшние взаимоотношения с Уотерсом?

Гилмор: — Мне бы не хотелось говорить об этом человеке. Единственное, что можно сказать, так это то, что нас трое из старого «Пинк Флойда», а он один, и мы процветаем, чего нельзя сказать о его пластинках и гастролях.

Три часа музыки пролетели как во сне. Представление подходило к концу. Уже зависал над залом огромный поросенок с горящими глазами — символ группы, уже проносилась над головами столь же огромная кровать и взрывалась где-то за сценой, уже были исполнены при полной поддержке зала хиты группы — «Время», «Нам и им», «Добро пожаловать в машину», «Еще один кирпич в стене», «Собаки войны» и другие... А я, думая: что же делать нашим лидерам рок-музыки после такого представления? Чехлить гитары и ставить их в самый-самый дальний угол если не навсегда, то хотя бы на то время, пока не сотрутся у людей воспоминания об этом шоу? Грустно, конечно, осознавать нашу чудовищную отсталость в техническом плане, но еще горше понимать свою творческую несостоятельность. Конечно, винить во всем самих музыкантов было бы просто глупо: были да и есть среди них люди талантливые и оригинально мыслящие, но... Сможем ли мы когда-нибудь подойти к уровню «Пинк Флойда» — это под большим вопросом. Иначе бы. не были такими озабоченными лица отечественных поп-знаменитоствй по окончании концерта, не выглядели бы они столь грустными на фоне радующихся дилетантов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены