Писатель Алексей Николаевич Толстой закончил первые три главы последней, третьей книги широко известного читателю исторического романа «Пётр Первый». Заключительный том охватывает самый значительный период великих реформ Петра.
В первых трёх главах новой книги А. Толстой показывает картины старой Москвы 1704 года и боярского быта, строительство Петербурга, историю возникновения русского театра. В этих главах даны портреты царя Петра, его сестры царевны Натальи, королей Карла и Августа.
В настоящее время писатель заканчивает четвёртую главу, посвященную осаде и взятию Нарвы.
В заключительном томе романа «Пётр Первый» найдёт отражение и жизнь Запада того времени - Франции, Польши, Голландии. Завершить свой роман А. Н. Толстой предполагает описанием Полтавской битвы.
Ниже мы печатаем начало второй главы. Действие происходит в Петербурге весной 1704 года.
За столом сидели три брата Бровкины, - Алексей, Яков и Гаврила. Случай был редкий по теперешним временам, чтобы так свидеться, душевно поговорить за чаркой вина. Нынче всё - спех, всё - недосуг; сегодня ты здесь, завтра уж мчишься за тысячу вёрст в санях, закопавшись в сено под тулупом... Оказалось, что людей мало, людей не хватает.
Яков приехал из Воронежа, Гаврила - из Москвы. Обоим было указано ставить на левом берегу Невы, повыше устья Фонтанки, амбары, или цейхгаузы, у воды - причалы, на воде - боны и крепить весь берег сваями - в ожидании первых кораблей балтийского флота, который со всем поспешением строился близ Лодейного Поля на Свири. Туда в прошлом году ездил Александр Данилович Меншиков, велел валить мачтовый лес и как раз на святую неделю заложил первую верфь. Туда привезены были знаменитые плотники из Олонецкого уезда и кузнецы из Устюжины Железопольской. Молодые мастера - навигаторы, научившиеся этим делам в Амстердаме, старые мастера из Воронежа и Архангельска, славные мастера из Голландии и Англии строили на Свири двадцатипушечные фрегаты, шнявы, галисты, бригантины, буера, галеры и шмаки. Пётр Алексеевич прискакал туда же ещё по санному пути, и скоро ожидали его здесь, в Питербурхе.
Алексей, без кафтана, в одной рубашке голландского полотна, свежей по случаю воскресенья, подвернув кружевные манжеты, крошил ножом солонину на дощечке. Перед братьями стояла глиняная чашка с горячими щами, штоф с водкой, три оловянных стаканчика, перед каждым лежал ломоть ржаного чёрствого хлеба.
- Шти с солониной в Москве не диковинка, - говорил братьям Алексей, румяный, чисто выбритый, со светлыми подкрученными усами и остриженной головой (парик его висел на стене, на деревянном гвозде), - здесь только по праздникам солониной скоромимся. А капуста квашеная - у Александра Даниловича на погребе, у Брюса, да - пожалуй - у меня, и - только... И то ведь оттого, что летось догадались - сами на огороде посадили. Трудно, трудно живём. И дорого всё, и достать нечего.
Алексей сбросил с доски накрошенную солонину в чашку со щами, налил по чарке. Братья, поклонясь друг другу, вздохнув, выпили и степенно принялись хлебать.
- Ехать сюда боятся, жёнок здесь почитай что совсем нет, живём, как в пустыне, ей - ей... Зимой ещё - туда сюда - бураны преужасные, тьма, да и дел этой зимой было много... А вот, как сегодня, завернёт весенний ветер, - и лезет в голову не удобь сказуемое... А ведь здесь с тебя, брат, спрашивают строго...
Яков, разгрызая большими зубами хрящ, сказал:
- Да, места у вас невесёлые.
Яков, не в пример братьям, за собой не смотрел, - коричневый кафтан на нём был в пятнах, пуговицы оторваны, чёрный галстук засален на волосатой шее, весь пропах табаком - канупером. Волосы носил свои - до плеч - плохо чёсанные. - Что ты, брат, - ответил Алексей, - места у нас даже очень весёлые: пониже, по взморью, и - в стороне, где Дудергофская мыза. Травы - по пояс, рощи берёзовые - шапка валится, и рожь, и всякая овощь родится, и ягода... В самом невском устье, конечно, - топь, дичь. Но государь, почему - то, именно тут облюбовал город. Место военное, удобное. Одна беда - швед очень беспокоит. В прошлом году так он на нас навалился от Сестры реки и флотом с моря, - душа у нас в носе была. Но - отбили. Теперь - то уж он с моря не сунется. В январе около Котлина острова опустили мы под лёд ряжи с камнями и всю зиму возили и сыпали камень. Реке ещё не вскрыться - будет готов круглый бастион о пятидесяти пушек. Пётр Алексеевич к тому чертежи прислал из Воронежа и саморучную модель, и велел назвать бастион - Кроншлотом.
- Как же, дело известное, - сказал Яков, - об этой модели с Петром Алексеевичем мы поспорили; я говорю, - бастион низок, в волну будет пушки заливать, надо его возвысить на двадцать вершков. Он меня два раза и погладил дубинкой. Утрась позвал: «Ты говорит, Яков, прав, а я не прав». И, значит, мне подносит чарку и крендель. Помирились. Вот эту трубку подарил.
Яков вытащил из набитого всякой чепухой кармана обгорелую трубочку с вишнёвым, изгрызенным на конце, чубуком. Набил и, сопя, стал высекать искру на, трут. Младший, Гаврила, ростом выше братьев и крепче всеми членами, с юношескими щеками, с тёмными усиками, большеглазый, похожий на сестру Саньку, начал вдруг трясти ложку со щами и сказал - ни к селу, ни к городу:
- Алёша, ведь я таракана поймал.
- Что ты, глупый, это уголёк, - Алексей взял у него чёрненькое с ложки и бросил под стол. Гаврила закинул голову и рассмеялся, открывая напоказ сахарные зубы.
- Ни дать, ни взять покойная маманя. Бывало, батя ложку бросит: - «Безобразие, - говорит, - таракан». А маманя: - «Уголёк, родимый». И смех и грех. Ты, Алёша, постарше был, а Яков помнит, как мы на печке без штанов всю зиму жили. Санька нам страшные сказки рассказывала. Да, было...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.