Песня из камня

М Тер-Аванесова| опубликовано в номере №792, май 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

Четыре столетия назад два простых русских чело - вена пришли в Москву, чтобы по велению государя воспеть в камне великие дела народа. А дела эти стоили настоящей песни. Пала Казань - последний оплот многовекового татарского владычества. А спустя несколько лет, в 1556 году, пала Астрахань. Водный путь по всей Волге до самого Каспия стал свободен. Создание независимого, централизованного государства было завершено.

Эти важнейшие события не могли не найти своего отражения в художественном творчестве современников. Итак, в 1556 году Барма и Постник приступили к выполнению «государевой воли». Прошло всего четыре года, и строительство было закончено. Сказочная красота воздвигнутого ими храма потрясла и русских и чужеземцев. Не восемь (по числу решающих сражений под Казанью), а девять столпообразных церквей поставили зодчие на одной подклети. Восемь повелел государь, а девять требовала пропорция! Центральная церковь служила как бы осью, стержнем, вокруг которого восемь остальных располагались симметрично: четыре большие - по сторонам света, остальные четыре - по диагонали.

Вызывало восхищение и удивление не только то, что девять самостоятельных церквей располагались на одном основании, но поражало небывалое доселе обилие и разнообразие архитектурных деталей, их нигде не повторяющийся рисунок. Сколько любви и стараний вложили в это подлинное произведение искусства и зодчие и мастеровые!

В своем первоначальном виде собору суждено было простоять недолго. В 1588 году к нему пристроили существующий до сих пор небольшой десятый придел. Это не только нарушило симметричное построение храма, но и повлекло за собой изменение его названия. При Иване Грозном он назывался «Собор Покрова Богородицы, что на рву», а после пристройки его начали называть храмом Василия Блаженного - именем известного в то время юродивого, над могилой которого и возвели десятый придел храма.

Шли столетия... К началу XX века состояние собора было настолько угрожающим, что один из членов «Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины» в 1912 году сказал, обращаясь к своим коллегам: «Катастрофа может случиться каждую минуту. И, кто знает, может быть, выходя из этой залы, мы услышим: «Церковь Василия Блаженного рушится...»

Реставрационные работы по-настоящему стали вестись только после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже в 1918 году были сделаны первые шаги к предотвращению катастрофы. А через три года началась планомерная и тщательная реставрация собора под руководством профессора Д. П. Сухова. Позднее, в 1954 - 1955 годах, работы возглавил архитектор Н. Н. Соболев. Реставраторы стремились, насколько это представлялось возможным, воссоздать первоначальный вид и окраску собора.

Имена Бармы и Постника можно с полным основанием поставить в один ряд с именами величайших зодчих всех времен и народов. Их чудесное творение и сегодня, как четыре столетия назад, радует глаз классическим совершенством своих форм и вызывает у каждого советского человека законное чувство национальной гордости.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены