Футбол сейчас не тот, что был прежде...
В наше время в футбол, образно говоря, играли узкие специалисты. Защитники заботились только об обороне. Нападающие атаковали и если брали на себя оборонительные функции, то с единственной целью: удержать в последние минуты лоединка достигнутый результат. Трудно припомнить случай, когда нападающему - пусть даже полусреднему - вменялась в обязанность опека кого - либо из соперников! Задачи каждого игрока точно очерчивались его ролью в команде, и футболист всегда стремился выполнять лишь свои игровые обязанности, нисколько не заботясь о том, чтобы выйти за их рамки...
В связи с этим любопытно вспомнить, как играли лучшие футболисты нашего поколения.
Защитники были ярко выраженными защитниками. Так, Михаил Рущинский и Георгий Гостев считались многие годы непревзойденными мастерами обороны (правда, в те времена, когда положение «вне игры» фиксировалось не по двум, а по трем футболистам). Оба они не обладали большой скоростью, но зато хорошо понимали игру, умели разгадать замысел соперника и вдобавок отлично владели ударами. Они были как бы последним оплотом обороны, ликвидируя опасные положения, независимо от того, кто прорывался к воротам. С введением новых правил «вне игры» Рущинский и Гостев вынуждены были уступить место быстрым, физически более сильным и, я бы даже сказал, более бесстрашным защитникам - таким, как Петр Ежов, Константин Фомин, Павел Пчеликов, Шота Шавгулидзе... И они тоже были в полном смысле слова защитниками, перед которыми ставилась лишь одна проблема - прервать атаку соперника. Они не опекали никого из нападающих, встречая любого, кто пытался пробиться к воротам.
Весьма своеобразно играли и полузащитники. Это был своего рода стержень команды. На плечи полузащиты ложилась труднейшая задача: владеть серединой поля, отбиваться от атак противника и следовать за нападающими, чтобы, в свою очередь, поддержать их атаку. От полузащитников зависело очень и очень многое. Не случайно, именно в те годы получила всеобщее хождение футбольная поговорка: «Сильная полузащита - сильная команда».
Что ж, у нас было немало хороших полузащитников. Сергей Егоров, Владимир Воног, Иван Привалов, Станислав Леута, Алексей Лапшин - все они отличались высокой техникой и очень умелыми действиями. Конечно, особенно большие требования предъявлялись к центру полузащиты. И мне сейчас очень приятно отметить, что в этой роли у нас выступали прямо - таки превосходные мастера; Федор Селин, Павел Батырев, Владимир Фомин, Андрей Старостин. Именно они брали на себя самую тяжелую нагрузку во время состязаний, становясь, по сути дела, опорной базой команды, где сплетались все нити, связывающие защиту и нападение.
Полузащитники тоже имели ярко выраженное «лицо». Они были... именно полузащитниками. Они оборонялись и завязывали атаку, но очень редко сами атаковали ворота и почти никогда не забивали голы с игры.
Мне, тоже игроку защиты, пришлось играть со всеми названными мной футболистами либо в клубной, либо в сборных командах СССР, РСФСР и Москвы. И я с особым удовольствием вспоминаю эти встречи, ибо всегда уверенно чувствовал себя рядом с такими сильными и опытными партнерами. Я играл легко и спокойно потому, что знал: в случае неудачи мои друзья придут на помощь, они неизменно окажутся там, где необходимо их присутствие...
Однако продолжим разговор.
Обязанность забивать голы целиком ложилась на нападающих. Читатель может спросить: «А сейчас разве дела обстоят иначе?» Ныне грани между игроками заметно стерлись. Сейчас защитники не только отбивают, но и начинают атаки. А полузащитники стали, по - моему, даже наиболее опасными для ворот противника. И не только потому, что они сами стали забивать много голов. Они постоянно создают острые ситуации, их выходы к воротам неприятеля бывают наиболее неожиданными, а оттого и острыми. Нападающих же сейчас можно часто видеть в обороне. Совсем обычными стали задания полусредним - «держать» кого - либо из соперников.
Тридцать лет назад, когда играло наше поколение, было иначе. От нападающих требовалось одно - забивать голы! Пятерка форвардов подбиралась так, чтобы футболисты, каждый в отдельности и все вместе, отвечали предъявляемым к ним требованиям. Например, крайние должны были быстро бегать и хорошо подавать мяч на ворота. Полусредние представляли собой как бы связующее звено в линии нападения. Поэтому они обладали отличной техникой и хорошо видели поле. Центр нападения являлся лидером атак, и в зависимости от его данных строилась вся система игры нападения.
Рассказ о нападающих мне хочется начать с одного из самых интересных футболистов прошлого - с Петра Исакова, которого болельщики любовно величали «профессором». Внешне Исаков был мало похож на футболиста. Невысокий, несильный физически. И бегал он плохо: на стометровке еле - еле «выходил» из 16 секунд. И тем не менее он был превосходным мастером футбола. В течение десяти лет он являлся игроком сборной СССР. И все эти десять лет никогда в сборной на роль центрального нападающего не называлась иная кандидатура, кроме Исакова.
В чем же его секрет? Исаков был исключительно техничным игроком, владел несильным, но хорошо поставленным ударом, изумительным дриблингом и, главное, отличался необычайным игровым чутьем. Мы всегда были уверены: если мяч попал к Исакову, то он обязательно передаст его туда, где легче всего прорваться к воротам... Сам Исаков забивал мало мячей, но зато больше половины голов забивалось с его пасов или же после моментов, которые создавал этот необыкновенно умный футболист.
Исаков играл всегда сзади и, по сути дела, стал автором своей системы игры - так называемой «пять в линию с оттянутым центральным нападающим». С уходом Исакова из большого футбола эта система прекратила свое существование...
Преемниками Исакова в роли центр - форварда оказались также хорошие футболисты: Сергей Иванов и Сергей Смирнов. А позднее в этом амплуа заблистала «звезда» Григория Федотова, о котором можно сказать смело: это был Исаков, только быстрее его и физически здоровее. По - моему, Федотов до сего времени остался непревзойденным центральным нападающим нашего футбола! Он действительно возглавлял атаки. Не только создавал моменты для других, но смело брал на себя инициативу в завершении комбинаций. Да и голов забивал больше, чем любой из его партнеров!
Кто же находился рядом с этими выдающимися мастерами? Среди крайних нападающих в мое время выделялись Петр Григорьев, Николай Старостин, Валентин Прокофьев, Сергей Ильин, Гайоз Джеджелава. И, конечно, заметный след в развитии футбола оставили превосходные полусредние прежних лет - Михаил Бутусов, Павел Канунников, Петр Артемьев, Петр Дементьев, Михаил Якушин, Александр Шпаковский. Каждый из них был поистине мастером комбинационной игры!...
Итак, повторяю: раньше в футбол играли узкие специалисты, строго выполнявшие свои игровые функции и даже не пытавшиеся выходить за их рамки... Делало ли это футбол однобоким и неинтересным? Думается, нет. Больше того, я считаю, что в зрелищном отношении у футбола тридцатых годов были даже преимущества перед нашим сегодняшним футболом. И это не случайно. Каждая линия команды у нас имела свои наигранные тактические комбинации. В то же время большинство команд играло по - разному. Например, стиль динамовцев был не схож со стилем «Спартака», а тот, в свою очередь, резко отличался от манеры игры «Металлурга» или же «Локомотива». Большое значение имели и голы. Во - первых, забивалось их больше. Во - вторых, они, как правило, не закатывались в ворота, а забивались отличными ударами метров с 15 - 20, а то и с более дальнего расстояния. Не случайно, когда ныне форварды проводят красивый мяч, старожилы футбольных трибун нередко говорят с уважением:
- О, гол забит, как в старое время!...
Что ж, в этом немало правды. В памяти у меня, например, остался великолепный матч сборных команд Москвы и Ленинграда в полуфинале Первой всесоюзной спартакиады 1928 года. Тогда было забито 8 мячей (счет 5: 3 в пользу москвичей). И какие это были голы! Они забивались после отличных комбинаций, пушечными ударами, в самые драматические минуты поединка. И подобных встреч было много. Очень много!...
После последних моих слов кое - кто может подумать «А, мол, раньше играли лучше». Нет, это не так. Как и все виды спорта, футбол в нашей стране неизмеримо вырос. Возьмите прославленных бегунов братьев Знаменских. В свое время их достижения считались феноменальными, даже неповторимыми. А сейчас спортсменов, показывающих такие же результаты, если не тысячи, то наверняка сотни... Примерно то же и в футболе. Невозможно, конечно, свести на зеленом поле нынешнюю сборную и сборную тридцатых годов. И все же мастера прошлого должны признать: сейчас футбол более темповый, нынешние команды играют сильнее.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.