На скамье возле белой украинской хаты сидит юноша. Он слушает песню седого, как лунь, бандуриста. И кажется: как только смолкнет последний аккорд, юноша обнимет слепого певца и восторженно скажет: «Моя радость, жизнь моя! Песни! Как я вас люблю! Я не могу жить без песен! Что все черствые летописи... перед этими звонкими, живыми летописями!»
Так впечатляюще ярко изобразил молодого Гоголя художник А. Шкурко.
... Гоголь хорошо знал и тонко чувствовал украинские народные песни. Обладая чутким, музыкальным слухом, он еще в годы пребывания в Нежинском лицее выступал в хоре на ученических вечерах. Гоголь любил слушать пение крестьян и не раз участвовал в бесхитростных деревенских праздниках.
Вместе со своим другом этнографом и фольклористом Максимовичем и композитором Алябьевым писатель принимал деятельное участие в составлении и издании сборников украинских народных песен. Его перу принадлежит также несколько статей, посвященных украинскому фольклору. В одной из них - «О малороссийских песнях» - он пишет: «Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, облагораживающая всю жизнь народа... Кто не проникнул в них глубоко (то есть в песни. - А. Л.), тот ничего не узнает о прошедшем быте этой цветущей части России. Историк не должен искать в них показания дня и числа битвы или точного объяснения места верной реляции; в этом отношении немногие песни помогут ему. Но когда он захочет узнать верный быт, стихии характера, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страданий, веселий изображаемого народа, когда захочет выпытать дух минувшего века, общий характер всего целого и порознь каждого частного, тогда он будет удовлетворен вполне; история народа разоблачится перед ним в ясном величии».
Глубокое знание народного творчества, музыкальной классики и безупречный художественный вкус помогали Гоголю правильно оценивать те или иные явления русского музыкального искусства своего времени. Вот почему он так твердо и решительно встал на защиту творчества великого Глинки и его патриотической оперы «Иван Сусанин».
Музыкальность Гоголя проявлялась не только в исследовании народных песен, но и в его собственном творчестве. Яркая образность и тонкая музыкальность гоголевской речи привлекли к себе внимание крупнейших русских и зарубежных композиторов, вдохновили их на создание высокохудожественных произведений оперного, балетного и хорового искусства.
Создавая оперу «Сорочинская ярмарка», Мусоргский писал В. В. Стасову: «Работая над говором человеческим, я добрел до мелодии, творимой этим говором, добрел до воплощения речитатива в мелодии...»
Этот творческий метод Мусоргского удачно сочетался с использованием в опере тем украинских народных песен, что дало возможность композитору ярче раскрыть содержание гоголевской «Сорочинской ярмарки».
О большом влиянии произведений Гоголя на русских композиторов свидетельствует и тот факт, что поэтическое содержание «Ночи перед рождеством» помогло Римскому - Корсакову найти выход из четырехлетнего творчесного кризиса. Композитора вдохновила жизнеутверждающая идея великого обновления природы, заключенная в фантастических образах, и он создал волнующее произведение. (Этот же гоголевский сюжет был использован Чайковским для его оперы «Черевички».)
Наибольшего органического слияния с гоголевским замыслом Римский - Корсаков достиг в опере «Майская ночь». Эта опера быстро завоевала не только русскую, но и зарубежную сцену. В конце 90 - х годов прошлого вена «Майская ночь» с успехом шла на сцене Пражского театра.
Произведения Гоголя нашли живой отклик и у многих иностранных композиторов. Достаточно сказать, что одна из лучших опер выдающегося чешского композитора Дворжака, «Русалка», во многом напоминает гоголевско - корсановскую трактовку сказочных и реальных образов. Не случайно и то, что первая драма Гоголя и первая опера Дворжака, «Альфред», написаны на один и тот же сюжет. Интересные произведения, навеянные бессмертными гоголевскими творениями, создали и другие чешские композиторы. Так, например, Моор написал оперу «Вий», поставленную в Праге 26 декабря 1903 года, а Яначек создал в 1918 году оркестровую рапсодию «Тарас Бульба».
Наши советские композиторы продолжают славные традиции воплощения произведений великого писателя в музыкальные образы. Композитор Шостакович создал оперу «Нос». На сюжет «Тараса Бульбы» сочинили одноименные балеты Глиэр и Соловьев - Седой.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.