Наконец дали старт. Сильный ветер подхватил буера, вынес их на середину замерзшей реки и помчал по льду. Правда, скорость они развили небольшую, но зрелище было довольно любопытное. Гонки продолжались до тех пор. пока внезапно изменивший направление ветер не завалил один из буеров. Очертя длинной мачтой полукруг, он перевернулся и застыл. На него наскочил другой, шедший сзади... Так и не закончились буерные гонки 1890 года.
Через несколько дней в газетах появилось краткое сообщение о том, что «С. - Петербургский речной яхт - клуб» провел на Неве гонки больших зимних парусных лодок. построенных «в шлюпочной мастерской клуба, что на Крестовском острове».
Предполагается, что гонки 1890 года были уже вторыми по счету. А первые «выезды» на буерах состоялись в 1886 году. Буера того времени значительно отличались от нынешних. Вместо стройного, стремительного сигарообразного корпуса на полозьях стояла широкая, чем - то напоминающая телегу платформа из досок. Впереди находилось «место для седока», который управлял буером, упираясь подошвами сапог о лед.
После первых буерных гонок московская газета «Велосипедист и речной яхт - клуб» вскользь заметила, что в скандинавских странах уже несколько лет существуют «сани с парусом». Знатоки спорта тогда и не предполагали, что прототип современного буера появился впервые в России и был создан русским человеком еще в XVII веке! Вот как об этом красноречиво повествуют недавно обнаруженные в архиве документы того времени: «Работник Яузской мельницы Ивашка Культыгин задумал сани с парусом, а у тех саней два крыла и ездить они без лошади могут. Катался Ивашка на них в пустырях ночью. А поп Михаила донес в приказ тайных дел. И, схватив. Ивашку пытали, и под пыткой покаялся, что хотел выдумать еще телегу с крыльями, да не успел. Сани сожгли, а Ивашку батогами нещадно били».
Позднее поморы и жители побережий северных озер также строили своеобразные буера, с помощью которых выезжали на зимние рыбные промыслы.
Небезынтересен и тот факт, что у русских впервые появился «буер на колесах» - велосипед с парусом. Его сделал изобретатель современного авиационного парашюта Г. Е. Котельников. Вот что писал об этом сам Котельников: «По гладким местам степи, особенно, когда всю траву повыжжет солнцем, можно было идти лавировкой, градусов до тридцати против ветра. Нет никакого сноса и несется, бывало, велосипед по степи птицей, слегка накренившись на бок - только зубчатка свободного хода тихонько поет свою песню».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.