Первые актеры Кара - Калпакии

Бор Бегак| опубликовано в номере №313, январь 1939
  • В закладки
  • Вставить в блог

В 1934 году из далекого Турткуля тридцать молодых каракалпаков приехали в Москву учиться театральному искусству. До того времени никто из них не видел ни одного спектакля.

Теперь это лучшая студия театрального вуза. Почти все студенты вступили в комсомол. Из персональных стипендий две присуждены студентам Кара - Калпакии.

Летом 1939 года в Турткуль приедет первый каракалпакский профессиональный театр.

На генеральную репетицию «Проделок Скапена» в каракалпакскую студию пришел народный артист СССР Василий Иванович Качалов. Великий русский мастер сцены, не отрываясь, следил за игрой своих молодых коллег, искренно хохотал и восхищался спектаклем. Потом за кулисами он подробно разобрал работу актеров.

Одним из главных достоинств коллектива Качалов считает огромную заботу об игре товарищей: каждый не только сам старается играть лучше, но стремится помочь и другим.

Много труда и любви вложили в работу со своими учениками руководители студии - заслуженная артистка республики О. И. Пыжова и режиссер Б. В. Бибиков. Показать Мольера на каракалпакском языке - эксперимент очень смелый. От исполнителей надо было добиться французской легкости, познакомить с совершенно неведомой эпохой, ввести в курс взаимоотношений людей разных классов и состояний тогдашней Франции.

Работа над обычными этюдами мало помогала: студийцы не чувствовали задачи и делали все вяло и неинтересно. Тогда режиссеры попробовали вызвать у студийцев образы европейских пьес через ассоциации со своим, знакомым, национальным. Они предложили им делать этюды по собственному желанию, но так, чтобы они ассоциировались с положениями и образами мольеровской комедии. И как оживились студийцы, какими яркими красками засверкали тогда их учебные работы!

Студия готовила «Адвоката Потлена». Работая над образом скупого, Сабур Утепбергенов показал восточного купца, считающего деньги. С первых же движений, по тому, как он экономно расходует воду на умыванье, как вытирает руки о халат, как старательно, боясь уронить хотя бы одно зернышко, берет плов, вы чувствуете, что перед вами грязный, мерзкий старик, единственная страсть которого - деньги.

Работая над знакомыми им образами, но не искажая при этом мольеровского стиля, студийцы добились прекрасного исполнения и «Скапена». В этом мольеровском спектакле много национальных каракалпакских черт. Так рождается национальное каракалпакское искусство, основанное на большой советской театральной культуре.

В противовес вражеским измышлениям расистских «теоретиков», утверждавших, что каракалпаки к искусству неспособны, восприимчивость этого народа к культуре сказалась именно в искусстве.

Может быть, этим молодым актерам еще не вполне ясны теоретические определения натурализма и формализма, но что такое подлинное искусство, они понимают отлично. Несколько студентов делает этюд, остальные внимательно следят за ними.

- Плохо, - раздается вдруг голос.

- Отчего плохо? - интересуется режиссер.

- Это - не искусство.

- Почему?

- Ну совсем как в жизни!

Работают над другим этюдом. Снова возгласы неодобрения.

- Это - не искусство.

- Почему?

- Так в жизни не бывает.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены