В 1934 году из далекого Турткуля тридцать молодых каракалпаков приехали в Москву учиться театральному искусству. До того времени никто из них не видел ни одного спектакля.
Теперь это лучшая студия театрального вуза. Почти все студенты вступили в комсомол. Из персональных стипендий две присуждены студентам Кара - Калпакии.
Летом 1939 года в Турткуль приедет первый каракалпакский профессиональный театр.
На генеральную репетицию «Проделок Скапена» в каракалпакскую студию пришел народный артист СССР Василий Иванович Качалов. Великий русский мастер сцены, не отрываясь, следил за игрой своих молодых коллег, искренно хохотал и восхищался спектаклем. Потом за кулисами он подробно разобрал работу актеров.
Одним из главных достоинств коллектива Качалов считает огромную заботу об игре товарищей: каждый не только сам старается играть лучше, но стремится помочь и другим.
Много труда и любви вложили в работу со своими учениками руководители студии - заслуженная артистка республики О. И. Пыжова и режиссер Б. В. Бибиков. Показать Мольера на каракалпакском языке - эксперимент очень смелый. От исполнителей надо было добиться французской легкости, познакомить с совершенно неведомой эпохой, ввести в курс взаимоотношений людей разных классов и состояний тогдашней Франции.
Работа над обычными этюдами мало помогала: студийцы не чувствовали задачи и делали все вяло и неинтересно. Тогда режиссеры попробовали вызвать у студийцев образы европейских пьес через ассоциации со своим, знакомым, национальным. Они предложили им делать этюды по собственному желанию, но так, чтобы они ассоциировались с положениями и образами мольеровской комедии. И как оживились студийцы, какими яркими красками засверкали тогда их учебные работы!
Студия готовила «Адвоката Потлена». Работая над образом скупого, Сабур Утепбергенов показал восточного купца, считающего деньги. С первых же движений, по тому, как он экономно расходует воду на умыванье, как вытирает руки о халат, как старательно, боясь уронить хотя бы одно зернышко, берет плов, вы чувствуете, что перед вами грязный, мерзкий старик, единственная страсть которого - деньги.
Работая над знакомыми им образами, но не искажая при этом мольеровского стиля, студийцы добились прекрасного исполнения и «Скапена». В этом мольеровском спектакле много национальных каракалпакских черт. Так рождается национальное каракалпакское искусство, основанное на большой советской театральной культуре.
В противовес вражеским измышлениям расистских «теоретиков», утверждавших, что каракалпаки к искусству неспособны, восприимчивость этого народа к культуре сказалась именно в искусстве.
Может быть, этим молодым актерам еще не вполне ясны теоретические определения натурализма и формализма, но что такое подлинное искусство, они понимают отлично. Несколько студентов делает этюд, остальные внимательно следят за ними.
- Плохо, - раздается вдруг голос.
- Отчего плохо? - интересуется режиссер.
- Это - не искусство.
- Почему?
- Ну совсем как в жизни!
Работают над другим этюдом. Снова возгласы неодобрения.
- Это - не искусство.
- Почему?
- Так в жизни не бывает.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.