Йеф Ласт - пролетарский писатель Голландии, член Международного объединения революционных писателей.
Свои первые стихотворения - «Матросские песни» - он выпустил в 1927 г. В этих песнях он проявляет себя как интеллигент - индивидуалист, пытающийся придти к пролетариату.
Ласт стремится изжить в себе буржуазный индивидуализм и активно участвует в рабочем движении. Его «Индонезские песни», изданные в 1928 г., отражают ненависть пролетариата и угнетенных колониальных рабов к империалистическим мучителям.
Экономический кризис, охвативший также и Голландию с ее колониями, быстрая радикализация голландских трудящихся, возрастающее влияние КП Голландии и социалистическое строительство в СССР - все это оказало на Ласта сильное воздействие.
Стихотворение 1931 г. «Снизу - вверх» уже показывает, что Ласт становится подлинным пролетарским поэтом.
Стихотворения, появившиеся за последние месяцы в ежедневной коммунистической газете «Трибуна» (Амстердам), как например «Буков» (название селения), «Наша собственная страна», «Боевая песнь в защиту СССР», ряд рассказов из жизни и борьбы рабочей молодежи (перевод одного из них мы печатаем ниже) - являются примерами высококачественной пролетарской поэзии.
Антон Моленар стоит с дешевой папироской в зубах у дверей своего дома на Требекервеге и со злой веселостью наблюдает, как продавец изображений Христа, трясясь от злости, старается проложить себе дорогу через густую толпу уличных мальчишек.
- Прочь, вы, пострелята! Отвяжитесь! И так уже у меня сегодня из - за пас десять христов отправилось к черту!
Антон Моленар разражается хохотом при этих словах, но его веселость тут же переходит в горькую усмешку, и он невольно склоняется к валяющейся у его ног газете, которую он только что с раздражением и презрением швырнул на землю. Он поднимает ее и перечитывает возмутившее его место.
- Ну вот, посмотрите! «В Гарстеде будет реставрирована церковь... В Тонгелре (Эйнд - хофен) будет открыт новый приход... Благочинный, отец Гонэ, капеллан в Герлене, подготовляет постройку новой церкви...
Братья пресвятого Иисусов сердца купили землю для постройки нового монастыря...»
Десяток отправившихся к черту христов, что это может значить в этой стране «короля Христа», где изображений Христа больше, чем летом мух над каналами!...
Изображения Христа в церквах и часовнях, число которых беспрестанно пополняется новостроящимися, в то время как во всех других отраслях строительства все замерло из - за кризиса, а шахтеры живут в бараках, так как нет денег на новые дома!
Изображения Христа на каждом разветвлении дороги, на каждом перекрестке. Изображения Христа на иконках и амулетах, которые матери вешают на шею своих детей для предотвращения несчастий. Изображения Христа в витринах кондитерских, и маленькие мальчики и девочки сосут этих сахарных христосиков.
Изображения Христа в школах, убогих рабочих жилищах. Изображения Христа на кладбищах, где погребаются несчастные шахтеры!
Нет, от того, что черт унес десять христов, Лимбург Христами беднее не стал!
Лимбург - его царство, и он правит над тысячами кабаков, где во имя его несчастные пропойцы напиваются до бреда.
Да, Христос еще силен в темной южной части страны, и объединенные силы капитала, полиции и церкви заботятся о том, чтобы положение дел здесь не изменилось, потому что эта часть страны составляет прочную угольную базу для всей нидерландской промышленности!
Это совсем недавно испытали на себе безбожники из Дагерада, отправившиеся на своих пропагандистских автомобилях с Запада в Лимбург с наивной надеждой на то, что и там свободное слово будет нерушимо охранено законом.
Но в Тегелене по тревожному сигналу фабричных сирен их авто окружило такое количество авто и повозок, что они не могли сдвинуться ни вперед ни назад. И когда они, наконец, опоздав на несколько часов, добрались до Герлена, враждебность собравшейся толпы достигла таких размеров, что они были бы рады спрятаться в доме какого - нибудь своего единомышленника.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.