«Первое письмо»

Александр Смердов| опубликовано в номере №665, февраль 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сборник рассказов Николая Дементьева «Первое письмо», по существу, является «первым письмом» автора к своим читателям. Эта небольшая книжка отмечена искренностью в выражении чувств, некоторой неуверенностью, а местами и срывами молодого взволнованного голоса, - словом, всем, чем сопровождается обычно первое объяснение между молодыми людьми. Сверстникам, друзьям по жизни и труду посвящено большинство рассказов сборника. И, вероятно, многие молодые читатели на страницах этой книги встретятся с очень знакомыми и близкими им товарищами, а некоторые, быть может, узнают самих себя.

Николай Дементьев рассказывает нам о том, что его волнует, что им пережито, перечувствовано, - о вступлении на большой жизненный путь молодого инженера, только что окончившего институт, о трудовом воспитании и духовном росте молодых рабочих в дружном производственном коллективе, о мечтах, исканиях и опрометчивых порывах юности, о дружбе и первой любви.

Большинство рассказов написано на материале из жизни молодых механизаторов речного порта, с которыми по своей работе был связан до последнего времени сам автор - молодой инженер - механик. Отсюда хорошее знание той обстановки, в которой живут и действуют герои, умелое и точное описание их труда.

Вот совсем еще юная выпускница ленинградского вуза - новоиспеченный инженер - механик Таня рассказывает о том, как она нашла свое место в новом для нее портовом рабочем коллективе («Первое письмо»). Ощущение полноты и радости жизни, большой дружбы с окружающими ее людьми девушка обретает в момент первого и нелегкого испытания ее воли, знаний и сил. Тане, только что назначенной на должность начальника участка механизации, пришлось столкнуться и с недоверием к ее знаниям и узнать горечь собственных сомнений. Но зато какая радость пришла к ней, как посветлело все вокруг, когда было найдено верное, хотя и очень трудное решение.

Следует отметить рассказ «Катя» - о скромной и работящей крановщице. Придумав несложное, но ускоряющее работу приспособление, Катя опережает в соревновании товарищей. В трудную минуту она приходит на выручку подруге - крановщице, помогает ей использовать свое рационализаторское усовершенствование. Девушка любит Павла - машиниста соседнего крана, - но по застенчивости не может открыться недогадливому парню. Расставаясь с Катей, мы твердо верим, что ее большое, светлое чувство найдет взаимность, хотя автор с хорошим тактом ничего не говорит об отношениях между молодыми людьми.

Читая эти рассказы, можно было бы упрекнуть Николая Дементьева в некоторой идеализации своих героев. Но, знакомясь с другими рассказами - «Наша любовь», «Начало», - видишь, что автор не склонен обходить и теневые стороны жизни, те противоречия, трудности, с какими сталкиваются его герои.

Далеко не все безупречно и равноценно в первой книге Николая Дементьева. В рассказах «Первое письмо», «Наша любовь» и других чувствуется зависимость молодого писателя от более зрелых литературных образцов, например, от произведений Сергея Антонова.

В сборнике немало бегло намеченных, схематичных образов. Особенно этот упрек относится к образам мастеров, руководителей производства. Порой автор излишне увлекается выписыванием эффектных, но случайных деталей (рассказ «Дождик»).

Тем не менее от книги Николая Дементьева веет подлинной молодостью и свежестью.

«Первое письмо» начинающего писателя к читателям привлекает и радует живой взволнованностью авторской интонации, правдивым изображением душевного мира молодого советского человека.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены