В 1925 году, выработав свою стандартную марку 1,5 - тонного грузовика «АМО», завод наряду с заграничными машинами пустил их для пробы на всероссийский пробег.
Экзамен был выдержан блестяще, и в те дни, когда я был на заводе, через неделю ждали рождения тысячного автомобиля.
Производственная жизнь завода сложная, здесь происходит весь процесс производства автомобиля из нашего сырья, за исключением заграничного электротехнического оборудования, ободок и шарикоподшипников. Сообразно с этим, много цехов: кузнечный, штамповальный, литейный, механический и несколько подсобных. Везде своя работа и своя жизнь. В кузнечном цехе дым, копоть и грохот железа, заглушающий человеческие голоса. Фурчат печи, сверкая пламенем. К печи подошел рабочий, порывшись клещами, он достал из ее зева брызгающую светом кругляшку. С кругляшкой - к пневматическому молоту; под ударами молота, приводимого в движение легким нажимом руки, кругляшка, как воск, изменяется в форме, удлиняется, и через несколько минут рабочий отбрасывает в сторону готовую автомобильную подножку. Скоро и быстро, но рабочий за каждой новой кругляшкой пробегает к печи около 40 шагов. Наверно, Форд назвал бы это варварством. Как - то странно после работы пневматического молота видеть в другом конце ручных молотобойцев, у которых во время работы пот на лице смешивается с копотью. По цеху от раскрытых для вентиляции окон дует ветер. В дыму люди кажутся тенями.
За кузнечным цехом - литейный. Там тоже, наряду с новейшими достижениями, несколько рабочих сеют решетом вручную песок. Наконец, в механическом. Делается веселей и радостней. В правильных длинных рядах вытянулись станки новейших систем: револьверные, фрезерные, сверлильные и другие. В станках - автоматах из кусков стали в секунды рождаются части будущих автомобилей.
В сборочном около остовов копошатся люди, привинчивают, прикладывают, а в конце цеха уже стоят готовенькие грузовые и санитарные автомобили.
Прощаясь, мой руководитель, парень из стенгазеты, говорил о предстоящем расширении продукции завода до 1.500 штук.
Кроме завода «АМО», у нас в СССР автомобили строятся в Ярославле и на фабрике «Спартак».
Ярославский завод вырабатывает Затонные для автобусов, а «Спартак» легковые типа «НАМИ». Эти первые ласточки нашей автомобильной промышленности пока исчисляются в сотнях штук, но в ближайшем году уже исчисление переходит на тысячи.
- Условия наших дорог требуют особой конструкции машины...
Так начал беседу профессор в научно - авто - моторном институте. Там, в лаборатории, сотрудниками автомобильного отдела проверены десятки заграничных автомобилей разных марок и систем. На основании этих испытаний производится ввоз из - за границы. Но главное достижение института - это постройка модели первого советского легкового автомобиля, которому была дана марка «НАМИ 1». Первые три автомобиля этой марки в пробеге Москва - Крым показали очень хорошие результаты и в некотором отношении даже превосходили лучшие заграничные автомобили.
Теперь в институте заняты проектом полевого 4 - местного и штабного 6 - местного автомобиля. Через шесть месяцев модели будут готовы.
Все это сделано и делается при лаборатории, про которую профессор говорил:
- Все доморощенное, сделано своими силами и невысоко по качеству. Не только нет новейших заграничных моделей, но до сих пор сотрудники автомобильного отдела не были командированы на заграничные заводы.
Проходя по лаборатории, останавливаемся у станка для испытания качества шин.
- Свои или чужие? - спрашиваю я.
- Резинотреста, и надо сказать, за последний год стали очень хорошие.
И, помолчав несколько секунд, он добавил:
- Выдерживают пробег до 25.000 километров.
В новом детище американизации СССР, на Пушечной, 7, в Автодоре (Об - во содействия автомобилизму и дорожному строительству) из разных уголков Союза каждый день получаются письма.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
От красильщика малярного цеха до всемирного писателя-художника