Первая тысяча

Н Северяк| опубликовано в номере №100, апрель 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

В 1925 году, выработав свою стандартную марку 1,5 - тонного грузовика «АМО», завод наряду с заграничными машинами пустил их для пробы на всероссийский пробег.

Экзамен был выдержан блестяще, и в те дни, когда я был на заводе, через неделю ждали рождения тысячного автомобиля.

Производственная жизнь завода сложная, здесь происходит весь процесс производства автомобиля из нашего сырья, за исключением заграничного электротехнического оборудования, ободок и шарикоподшипников. Сообразно с этим, много цехов: кузнечный, штамповальный, литейный, механический и несколько подсобных. Везде своя работа и своя жизнь. В кузнечном цехе дым, копоть и грохот железа, заглушающий человеческие голоса. Фурчат печи, сверкая пламенем. К печи подошел рабочий, порывшись клещами, он достал из ее зева брызгающую светом кругляшку. С кругляшкой - к пневматическому молоту; под ударами молота, приводимого в движение легким нажимом руки, кругляшка, как воск, изменяется в форме, удлиняется, и через несколько минут рабочий отбрасывает в сторону готовую автомобильную подножку. Скоро и быстро, но рабочий за каждой новой кругляшкой пробегает к печи около 40 шагов. Наверно, Форд назвал бы это варварством. Как - то странно после работы пневматического молота видеть в другом конце ручных молотобойцев, у которых во время работы пот на лице смешивается с копотью. По цеху от раскрытых для вентиляции окон дует ветер. В дыму люди кажутся тенями.

За кузнечным цехом - литейный. Там тоже, наряду с новейшими достижениями, несколько рабочих сеют решетом вручную песок. Наконец, в механическом. Делается веселей и радостней. В правильных длинных рядах вытянулись станки новейших систем: револьверные, фрезерные, сверлильные и другие. В станках - автоматах из кусков стали в секунды рождаются части будущих автомобилей.

В сборочном около остовов копошатся люди, привинчивают, прикладывают, а в конце цеха уже стоят готовенькие грузовые и санитарные автомобили.

Прощаясь, мой руководитель, парень из стенгазеты, говорил о предстоящем расширении продукции завода до 1.500 штук.

Кроме завода «АМО», у нас в СССР автомобили строятся в Ярославле и на фабрике «Спартак».

Ярославский завод вырабатывает Затонные для автобусов, а «Спартак» легковые типа «НАМИ». Эти первые ласточки нашей автомобильной промышленности пока исчисляются в сотнях штук, но в ближайшем году уже исчисление переходит на тысячи.

- Условия наших дорог требуют особой конструкции машины...

Так начал беседу профессор в научно - авто - моторном институте. Там, в лаборатории, сотрудниками автомобильного отдела проверены десятки заграничных автомобилей разных марок и систем. На основании этих испытаний производится ввоз из - за границы. Но главное достижение института - это постройка модели первого советского легкового автомобиля, которому была дана марка «НАМИ 1». Первые три автомобиля этой марки в пробеге Москва - Крым показали очень хорошие результаты и в некотором отношении даже превосходили лучшие заграничные автомобили.

Теперь в институте заняты проектом полевого 4 - местного и штабного 6 - местного автомобиля. Через шесть месяцев модели будут готовы.

Все это сделано и делается при лаборатории, про которую профессор говорил:

- Все доморощенное, сделано своими силами и невысоко по качеству. Не только нет новейших заграничных моделей, но до сих пор сотрудники автомобильного отдела не были командированы на заграничные заводы.

Проходя по лаборатории, останавливаемся у станка для испытания качества шин.

- Свои или чужие? - спрашиваю я.

- Резинотреста, и надо сказать, за последний год стали очень хорошие.

И, помолчав несколько секунд, он добавил:

- Выдерживают пробег до 25.000 километров.

«Мечта моя или тов. Автодор»

В новом детище американизации СССР, на Пушечной, 7, в Автодоре (Об - во содействия автомобилизму и дорожному строительству) из разных уголков Союза каждый день получаются письма.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Путь Максима Горького

От красильщика малярного цеха до всемирного писателя-художника