Во Владимире, в городском саду «Липки», стайка школьников, вставши в кружок, играла в волейбол.
Тут же по дорожкам ребята гоняли на велосипедах, а на лавочке напротив меня девушки-студентки, неумело обращаясь с фотоаппаратом, пытались запечатлеть друг друга.
В это время к лавочке, на которой я сидел, подошли две старушки, должно быть, богомолки.
- Можно тут присесть? - с медовой ласковостью спросила одна из них.
И сразу же принялась говорить о том, как приятно встретить вежливого молодого человека и что господь-бог сурово наказывает за грубость и неуважение к старшим.
Так как я не возражал, старушка, видимо, решила, что нашла подходящую почву для посева, и, внимательно вглядываясь мне в глаза, стала рассказывать разные истории о том, как карает бог безбожников.
Она говорила громко, и вскоре девушки и ребята с соседних лавочек, заинтересованные «занимательными» рассказами о чудесах, окружили нас.
В ответ на мои слова, что все эти «чудеса» - случайные совпадения или выдумка, старушки заговорили обе сразу:
- Говорите, чудес не бывает? А вы про пересекинскую бабушку-лекарку не слыхали? Сколько людей вылечила одним крестом да святой водой! К ней человека без ног привезут, такого, что врачи отказываются, а от нее уходит совсем здоровый.
- Я тоже слышала, будто она многих вылечила, - поддержала стоявшая рядом девушка.
- Вы сходите к ней - и сами убедитесь, - твердила старушка.
И я решил сходить к этой деревенской «волшебнице», не для того, конечно, чтобы «убедиться», а для того, чтобы рассказать о ней правду слишком уж доверчивым юношам и девушкам...
Автобусом добрался я до районного центра Боголюбова, а там пошел пешком в направлении села Раменье, или, как его здесь еще называют, Пересекино.
Много хорошего открывается глазам пешехода летом, когда чуть подогретый ветер доносит с полей какой-то пряный запах, когда звенят кругом - в траве и в небе - веселые птичьи голоса.
За большим селом Добрынским дорога вошла в густой еловый лес, а когда неожиданно вынырнула из-под навеса темных ветвей, передо мной открылся заросший травой, почти былинный перекресток с высоким столбом посередине. Только вместо известной надписи: «Пойдешь налево - убиту быть, пойдешь направо - женату быть» - на верхушке столба приколочена дощечка со словами:
«Лес - общенародное достояние, береги его от пожаров!»
Вот тут, на перекрестке, встретил я первых «пациентов», направлявшихся на прием к пересекинской знахарке. Их было трое. Невысокий худощавый человек, одетый в черную полувоенную гимнастерку, немолодой, шел лечиться от «сглаза» и запоя. Его жена, неразговорчивая женщина, просто сопровождала мужа. Третий был молодой широкоплечий мужчина в армейском кителе. На руке его я прочитал вытатуированное имя «Павел» и год рождения «1925».
Для меня было особенно важно понять, почему идет к бабке-знахарке этот молодой и на вид культурный человек. Мы разговорились. Он рассказал, что приехал из-под Москвы, со станции Лианозово, где работает на заводе. Во время войны он служил в авиации и однажды, прыгая с подбитого самолета, получил контузию. С тех пор страдает частыми головными болями и жалуется на глаза. Он очень боится потерять зрение, регулярно лечится у врачей, бывает в санаториях. Случайно услыхав про «чудесную пересекинскую целительницу», он решил испробовать и это средство: «Вдруг поможет?..»
- Вы в бога веруете? - спрашиваю я его напрямик.
- Нет, не верую, в церковь не хожу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.