Вопрос: Как самому увеличивать фотографии?
Ответ: Увеличение фотографии можно производить двумя способами: 1) при помощи специальной камеры для увеличения и 2) самым обыкновенным фотографическим аппаратом.
Для увеличения первым способом надо приобрести особую камеру, представляющую собой деревянный ящик (а форме усеченной четыре - угольной пирамиды), у которого дно больше крышки, если так можно выразиться. Ящик этот должен быть сделан очень тщательно, чтобы внутрь камеры ни в коем случае не попадал бы свет (сквозь щели и проч.). Дно его - деревянное, как и боковые стенки, крышка же сделана в виде рамки, куда вставляется негатив того снимка, который подлежит увеличению. Ко дну прикрепляется изнутри светочувствительная бумага (бромосеребряная)
Установив таким образом (рис. в середине) негатив и бумагу, освещаем негатив снаружи сильным источником света; свет, попадая сквозь негатив на светочувствительную бумагу, даст на ней увеличенное (позитивное) изображение, которое мы увидим, когда проявим и закрепим наш отпечаток.
Но можно увеличить фотографию и иначе, другим способом, имея под руками только фотографический аппарат.
Итак, возьмем наш фотографический аппарат и произведем над ним небольшую операцию: вынем из пазов матовое стекло (с козырьком, если он есть) и, отвинтив винтики А (рис. слева), придерживающие самое стекло на его месте, вытащим его, а на его место вставим негатив того снимка, который мы желаем увеличить; после этого винтики А посадим на их на прежнее место и плотно закрепим таким образом негатив.
Негатив удобнее вставлять «вверх ногами», почему - это мы узнаем ниже.
Теперь представим себе, что наш фотографический аппарат, после замены матового стекла негативом, превратился в волшебный (посекционный) фонарь, который всякий не раз видел.
Для этого поставим наш аппарат на стол, метрах в двух от стены; на стену повесим лист простой белой бумаги, а сзади аппарата, за негативом, поместим сильный источник света (наприм., электрическую лампочку в 50 свечей). Лампочку можно поместить в козырьке, но лучше немного отступя от него. Когда все это сделано (см. рис.3), зажигаем лампочку, открываем затвор у объектива аппарата и, что самое важное, отделяем область света от объектива, для чего тщательно покрываем козырек и даже часть меха какой - нибудь плотной черной тканью.
Все это должно происходить, конечно, в темной комнате. Как только мы откроем затвор, мы увидим на листе бумаги (на нашем «экране»), повешенной на стену изображение негатива в прямом виде, если мы вставили негатив вверх ногами», или в обратном, если забыли это сделать.
Теперь начнем наводить «на фокус», т. - е., будем передвигать объектив взад и вперед, а если понадобится, то и весь аппарат по столу, до тех пор пока на экране (листе белой бумаги) мы не увидим резкое и отчетливое изображение негатива.
Когда мы этого достигнем, то, не трогая уже больше с места аппарат, закрываем затвор у объектива, тушим лампу и при красном фонаре (или красной лампочки), обычно употребляемом при фотографии, снимаем со стены наш лист белой бумаги и на его место, отметив таковое предварительно карандашом на обоях, прикрепляем кнопками нужный по формату кусок светочувствительной бумаги.
После этого, потушив красный свет, вновь зажигаем лампочку и открываем на несколько секунд затвор у объектива, затем закрываем его, тушим снова лампочку и при красном свете проявляем, фиксируем и промываем обычным порядком наш увеличенный снимок.
Но, естественно, является вопрос: на сколько же секунд открывать затвор, т. - е. какова должна быть по времени экспозиция? Ведь мы не знаем степени чувствительности данной бумаги к данному источнику света (в нашем случае - к лампочке в 50 свечей), и поэтому мы легко можем допустить либо недодержку, либо, наоборот, передержку, снимок будет неудачен и бумага уже испорчена.
Поэтому, прежде чем прикреплять целый лист светочувствительной бумаги, надо рядом проб установить точно время, на которое необходимо открыть затвор.
Для этого берем несколько небольших кусочков (обрезков) той же светочувствительной бумаги и пробуем каждый из них на разные выдержки, записывай на обороте их время (количество секунд).
Проявив тут же их и даже не закрепляя, мы можем по лучшему из отпечатков судить о нужной выдержке, посмотрев на записанное на обороте отпечатка время. Кусочки бумаги лучше так помешать на экране, чтобы на них попадала часть лица с глазом, если мы увеличиваем чей - нибудь портрет, или какая нибудь наиболее интересная и важная часть снимка, если это что - нибудь другое.
При хороших резких (или как говорят «сочных») негативах в самой простой фотографической камере легко можно достигнуть увеличения в 8 - 10 раз.
Успех всей этой процедуры зависит только от некоторого навыка и тщательности установки на фокус, а также, конечно, от качества и светосилы объектива.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.