комплектов. Надо уговорить директора выпустить больше, раз уж изделие поставлено в план и на поток. Замминистра обещал «пристроить» еще четыре тысячи на другое предприятие.
В конечном, итоге дивизион получил 20 тысяч комплектов детской дорожной защитной одежды – береты и воротнички.
А через неделю все водители Кишинева, издалека завидя светящиеся береты на улице или перекрестке, машинально сбавляли скорость. У них начал вырабатываться, а потом уже и просто закрепился рефлекс: осторожно, дети!
С четвертого класса бойцы дивизиона учатся приемам самообороны. Проводит занятия тренер по каратэ средней специальной школы милиции Александр Сергеевич Куцевицкий. Первое требование – ни одного занятия, пропущенного без уважительной причины.
Авторитет Александра Сергеевича непререкаем. Попасть в эту секцию – дело чести для большинства бойцов дивизиона. Но физические нагрузки большие, рассчитаны на крепких, здоровых детей, и в процессе занятий происходит естественный отсев. Последствия его тренеру известны> приходят родители – негодующие, умоляющие, просящие: «Для моего сына это просто личная трагедия. Примите обратно».
...Перед началом занятий и во время тренировок Александр Сергеевич и Михаил Александрович, наблюдая за детьми, успевают обменяться мнением по поводу новичков.
– Думаю, что должны остаться процентов семьдесят, – говорит тренер. – Остальных надо перевести в другие секции.
– Как Андрей?
– Андрея оставлю. Мне знаете что кажется: он когда-то был кем-то обижен. Может, избили его ребята постарше или группа сверстников. Физически здоров, а вот не может переломить в себе страх, даже когда на тренировке заставляю его выйти один на один. Трусит, по спине вижу. Но он хочет перестать бояться.
– Наташа?
– Иконникова принесла справку врача: заниматься в секции может. Но здесь есть предел. Как
только освоит основные приемы, закрепит их – хватит. Как и для всех девочек, впрочем.
– Никита Миронюк пропустил занятие: его вызвали на киносъемку. Умолял поговорить с вами. На первый раз, думаю, простить можно...
Один из. уроков, который дети получают здесь: мир не ограничен только школой, продленкой, семьей, кружком художественной самодеятельности. Мир объемен, противоречив, в нем тесно переплетены добро и зло, и добро «должно быть с кулаками». Будьте готовы к любым неожиданностям...
Михаил Александрович прерывает свой рассказ, зажигает подсветку цветных слайдов. На одном из снимков – крепкая, среднего роста девочка на занятиях по самбо. Предельно сосредоточенное лицо – ей надо показать прием захвата. Рядом на первом плане еще одна пара, но уже в динамике: выбитый девочкой нож летит в сторону, партнер падает.
Однажды все так и случилось...
Шура Уманец, как обычно, вышла на пост на оживленную трассу проспекта Ленина. Вдруг от пестрой толпы стремительно отделился мужчина и побежал наперерез транспорту. Свисток! Мужчина ускорил шаги и почти достиг противоположной стороны улицы. Шура остановила движение и бросилась за ним. Мужчина, с ненавистью взглянув на девочку, сунул руку в карман. Расстояние между ними сокращалось. Блеснул в руке нож. Дальше все произошло молниеносно. Доля секунды – и отлетевший нож ударился в стенку бордюра. Но этого никто не заметил. Прохожие смотрели на мужчину, снопом рухнувшего на землю...
Когда личность этого человека была установлена, Шуру поздравляли и товарищи и опытные работники милиции: задержанный ею был особо опасный преступник, давно уже разыскиваемый работниками МВД.
...Михаил Александрович еще раз взглянул на сосредоточенное лицо Шуры и выключил подсветку:
– Конечно, это случай уникальный в практике «снегирей». Но подтвердивший еще раз правильность мысли: надо готовить детей ко всему и именно в школьную эпоху их жизни, когда ребенок формируется как активная личность.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.