Слагаемые успеха в нашем деле — точный технологический расчет, применение современного бурового оборудования, совершенных методов бурения.
На Самотлоре мы широко внедрили кустовое бурение, шестью вахтами и двумя станками, закрепленными за бригадой. Зачинателями кустового бурения являются бакинцы. Они разработали этот метод еще до войны, при бурении на море, — с одного основания бурили несколько наклонных скважин. Опыт бакинцев, прошедший проверку на Северном Кавказе, в Татарии, удачно вписался в наши условия. Наши «кусты», как острова в море. С одного основания мы бурим до двадцати скважин, это снижает непроизводительные расходы времени и материалов, приносит экономический эффект. Значительно экономит время и бурение двумя станками, шестью вахтами. Успешное применение этого метода при разбуривании Шаимских площадей и в Нефтеюганске позволило нам организовать так работу и у себя. Я хочу подчеркнуть, что соревнование неизбежно приводит всех его участников к взаимному обогащению идеями, опытом. Скажем, сейчас буровики Мангышлака многое перенимают у нас. Но вполне реальна и такая картина, когда метод работы, взятый из запасов нашего опыта, вернется к нам, преображенный творческой изобретательностью наших соперников.
Мы не были еще на Мангышлаке. Делегация буровиков Казахстана побывала у нас, подписала договор о соревновании, наблюдала, изучала, как мы работаем. Приятно было узнать, что эта поездка во многом помогла нашим коллегам.
Теперь мы собираемся на Мангышлак. Обязательно поедет и Виктор Китаев. О многом ему предстоит поговорить с Виктором Несветайловым, буровым мастером из Узени...
Тысячи километров разделяют нефтяников Тюмени и Мангышлака. Но с каждым годом наши связи становятся все теснее. Можно смело сказать, что соревнование комсомольско-молодежной бригады бурового мастера Виктора Несветайлова с коллективом тюменских буровиков, возглавляемым Виктором Китаевым, — один из основных источников успеха молодых нефтяников Мангышлака.
Бригада В. М. Несветайлова в начале 1971 года была в числе отстающих. Сегодня на этот коллектив равняются многие буровые бригады. В третьем, решающем году пятилетки бригада взяла на себя обязательство пробурить 50 тысяч метров горных пород. Такого еще не было за всю историю освоения нефтяных месторождений Мангышлака.
Посмотрите, как росла проходка в бригаде Несветайлова: 1970 год — 22 000 м, 1971-й — 37 632 м, 1972-й — 45 109 м.
И вместе с тем мангышлакские буровые бригады еще отстают от тюменцев. Тан, Нижневартовское управление буровых работ № 1 в прошлом году получило среднюю проходку на бригаду 47,5 тысячи метров. Причем средняя коммерческая скорость — 3 377 метров на станок в месяц. Узенское же управление нашего объединения соответственно — 23 тысячи метров и 1 707 метров на станок в месяц. А ведь месторождения Тюмени и Мангышлака имеют сходный геологический разрез, аналогичное буровое оборудование, одинаковые конструкции скважин, те нее типы и размеры долот и турбобуров, бурильных и обсадных труб и т. д.
Наши молодые мастера внимательно изучали и изучают опыт тюменцев и многое внедряют в своих коллективах. Мы понимаем, что путь к увеличению проходки и снижению стоимости метра проходки у нас с тюменцами один: не увеличение количества бригад, а повышение производительности труда на основе применения передовой технологии. Мы перешли на бурение скважин с двух закрепленных за бригадой буровых установок. Отмечу, что бурение одной бригадой на двух станках одновременно впервые в нашей стране начато именно у нас, на Мангышлаке. В свое время тюменцы приезжали к нам учиться. Но потом «двухстаночный метод» был незаслуженно забыт, и нашим буровикам пришлось учиться у тюменцев.
Переходим мы н кустовому методу бурения скважин, освоенному в Тюмени. Шире внедряем гидромониторные долота с новыми турбобурами, которые резко повышают коммерческую скорость, в чем мы убедились, будучи на Самотлоре.
Среди наших мастеров распространено мнение, что не надо давать больших давлений: целее-де будут насосы, меньше возни с ремонтом. Это неверно. Тюменцы, работая с давлением, используя гидромониторный эффект, сокращают число долблений и время бурения. Это наши резервы.
Следует также отметить, что наши буровики допускали серьезную ошибку, которая и сейчас дает о себе знать. В погоне за сокращением сроков монтажа и ошибочно полагая, что очистка растворов не играет первостепенной роли, они не стали заботиться о системе очистки. Если сложить потери времени от «прихватов» инструмента и недоходов каротажных приборов из-за грязного раствора, то потери превысят экономию от «упрощенной» схемы. К тому же новые турбобуры показывают высокую эффективность при отличной очистке раствора и совсем неработоспособны при плохой. Мы в этом еще раз убедились, будучи у тюменских буровиков.
К концу пятилетки нефтяники Мангышлака должны выйти на уровень добычи 26,5 миллиона тонн. Обеспечить прирост добычи нефти завтра — значит иметь скважины сегодня. В этом году мы должны пробурить 510 тысяч метров горных пород, в 1975-м — почти шестьсот тысяч. Поэтому сегодня наш девиз можно охарактеризовать тан: видеть перспективу, работать на перспективу! Мы знаем, что нелегко догнать тюменских буровиков. Но если внедрить у себя тюменский опыт, развить его дальше, то задача кажется выполнимой. Это отлично понимают наши молодые буровые мастера, которые выросли у нас, на Мангышлаке, в последние два-три года. Совсем недавно еще один наш буровой мастер, Александр Еремин, заключил в Нижневартовске договор о социалистическом соревновании с бригадой мастера Сабида Ягафарова.
Нет сомнения, что соревнование между молодыми нефтяниками Тюмени и Мангышлака будет и дальше шириться и крепнуть.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.