«Переделка» населения моря

А Морозов| опубликовано в номере №481, июнь 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Небольшое судно, качавшееся на волнах Каспийского моря, внешне ничем не отличалось от обыкновенного рыболовного. И команда его занималась самым обычным делом: ставила и поднимала различные сети, выбирала пойманную рыбу. Но как только обитатели морских глубин попадали на палубу, люди, вооружённые хирургическими ножами, осторожно вскрывали одну рыбу за другой. Можно было подумать, что люди искали драгоценности, таинственным образом попавшие в море, - так тщательно они раскладывали в разные стороны всё, найденное в желудках рыб: рачков, мальков, креветок, червей... Особую радость вызвало на палубе появление крупных морских червей с хохолком на голове. Эти черви носят поэтическое имя нереид - нимф Средиземного моря, дочерей морского бога Нерея. И они действительно происходят из Средиземного моря. Попав в Чёрное и Азовское моря, черви нереиды быстро размножились и сделались любимым кормом крупных промысловых рыб. Но как оказались они в Каспийском море?

Когда-то Чёрное, Аральское, Каспийское и Азовское моря были одним большим водоёмом. Потом образовались отдельные моря. Чёрное и Азовское моря впоследствии получили связь со Средиземным, а следовательно - и с океаном. Каспийское и Аральское остались изолированными памятниками древнего моря. Обитатели Каспийского моря, служащие пищей промысловым рыбам, за бесчисленные годы своего существования начали вырождаться. Они уменьшились в числе, жизнестойкость их настолько упала, что порою их запасы подвергались резким, катастрофическим изменениям, немедленно сказывавшимся и на запасах ценнейших промысловых рыб.

В 1935 году советские ихтиологи обнаружили, что вес донных животных в Северном Каспии на единицу площади дна в четыре раза меньше, чем в Азовском море, хотя оба эти водоёма очень мало отличаются друг от друга и по средней глубине и по средней солёности воды. Секрет - в «омоложении» фауны Азовского моря пришельцами из Средиземного моря, из океана.

Переселенцы из Средиземного моря завладели в Азовском море, славящемся своей высокой продуктивностью, дном: они составляют 98 процентов донных обитателей Азовского моря. Так перед учеными, изучавшими фауну Каспийского моря, возникла задача - исправить «ошибку» природы, открыть доступ в Каспийское море новым «жильцам». И десять лет назад профессор Л. А. Зенкевич и кандидат биологических наук Я. А. Бирштейн предложили начать переселение некоторых животных из Азовского моря в Каспийское и Аральское моря.

Это было нелёгкое дело. Требовалось отобрать самых ценных животных и, конечно, таких, которые могли бы жить и размножаться в Каспийском море.

Реконструкцию фауны Каспийского моря начали не с переселения рыб: это только увеличило бы опрос на и так недостаточное количество мелких животных, служащих рыбам кормом, - а с нереид. В этой работе участвовали Всесоюзный научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии и Московский государственный университет.

На Севастопольской биологической станции в аквариуме с каспийской водой изучалась возможность выживания обитателей Азовского и Чёрного морей в Каспии. Сквозь толстые стёкла аквариума учёные следили за каждым движением нереид. Оказалось, что черви чувствуют себя неплохо в стеклянном «каспийском море». Тогда была снаряжена экспедиция за нереидами на научно-исследовательском судне «Данилевский». Десятки тысяч их были выловлены в 1939 году и переселены в Каспийское море. Экспедиция повторялась и в 1940 году. Червей ловили в лиманах Бердянской косы, сажали в ящики с влажным песком, перевозили пароходами до Ростова, а оттуда по железной дороге до Баку. Потом невольные путешественники вновь попадали на суда, развозившие их в разные места Каспийского моря. За два года в Каспий переселили более 60 тысяч нереид.

Война помешала систематическим наблюдениям за нереидами. Но проверки в 1941 и 1943 годах дали отрицательный результат - в желудках рыб червей нереид обнаружено не было. Поэтому массовые количества нереид, найденные сейчас в желудках промысловых рыб так обрадовали учёных. Раз нереиды прижились в Каспийском море, это значит, что их теперь здесь миллиарды: они размножаются быстро. Важный, смелый эксперимент, значение которого трудно переоценить, удался.

Богатство кормовых животных находится в прямой связи с размерами запасов рыбы в том или другом море. Увеличение количества такого «изысканного» корма, как нереиды, скажется весьма положительно на общих запасах рыбы в Каспийском море. Самые осторожные рыбы, обычно не берущиеся на удочки, не могут устоять, если на крючке сидит нереида.

Нужно отметить, что Каспийское море уже и раньше заселялось обитателями Средиземного моря, попадавшими туда на корпусах судов, перебрасывавшихся в Каспий, или другими, иногда очень сложными путями. Так, например, в Каспийское море более 25 лет назад попал моллюск митилястер, прикрепляющийся к днищам судов. Митилястер бурно развился в Каспийском море, где он не встретил соперников и где условия оказались очень подходящими для него. Как корм для промысловых рыб этот моллюск почти не имеет значения. Ещё хуже, что в Каспийское море попала средиземноморская водоросль ризосоления. Это вредный «сорняк», который задушил многие другие водоросли, ценные в кормовом отношении.

Не одни нереиды были переселены в Каспийское море. С ними из Азовского моря отправились ещё 18 тысяч моллюсков синдесмий. Кроме того, был сделан опыт по переселению черноморской кефали - прекрасной рыбы. Около десяти лет назад несколько десятков крошечных кефалей были по железной дороге доставлены из Чёрного моря в Каспий. Их осторожно выпускали в непривычные для них воды с южного мола Махачкалинского порта. «Что будет с мальками? - думал каждый, участвовавший в опыте. - Погибнут они, заболев от перемены условий, или же их съедят хищные рыбы, накинувшиеся на новый корм?» Однако уже через четыре года в Южном Каспии рыбаки с удивлением находили в своих сетях крупную кефаль - невиданную ими рыбу. Потом кефаль добралась и до берегов Туркмении. Теперь кефаль - распространённая промысловая рыба Каспийского моря. Её ловят рыбаки и Азербайджана и Дагестана.

Смелый эксперимент советских ихтиологов убеждает, что человек может реконструировать моря, бедные кормовыми животными. Сейчас черноморские нереиды стали одним из основных видов корма промысловых рыб Каспия. Затем они будут переселены в Аральское море, донное население которого ещё беднее, чем в Каспии. Быть может, в Каспийском море смогут хорошо жить и размножаться обитатели таких территориально далёких морей, как Балтийское.

Переделка фауны морей является одной из увлекательных и важнейших задач учёных, посвятивших себя изучению жизни моря, и решение её имеет огромное значение для всего народного хозяйства. По пятилетнему плану в 1950 году продукция пищевой промышленности СССР по рыбе должна составить 2200 тысяч тонн. К достижению этой цифры советские специалисты по рыболовству идут, не только совершенствуя методы и орудия лова, но и увеличивая население морей при помощи глубоко продуманных научных мероприятий.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Из уст в уста

Крылатые слова