Перед экзаменами

Р Д Брисничника| опубликовано в номере №341, май 1941
  • В закладки
  • Вставить в блог

Каждую весну температура в школе будто поднимается на несколько градусов, жизнь становится более быстрой и кипучей. Наступают экзамены - пора волнений, разочарований, радости.

Летчики говорят, что научиться летать легче, чем научиться делать посадку. Квалификацию начинающего пилота можно точно установить по посадке. Я часто вспоминаю эти слова во время экзаменов. Для многих школьников учиться легче, чем сдавать экзамены. Это происходит главным образом от неуменья организовать свои занятия, из-за отсутствия элементарной культуры труда.

Трудно сдавать экзамены тому, кто в течение года учился неровно: отставал и нагонял, снова забрасывал занятия и опять подтягивался к среднему уровню. В дни экзаменов такие ученики редко успевают хорошо подготовиться.

Мне хочется напомнить слова академика И. П. Павлова, обращенные к молодежи нашей страны:

«С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний.

Изучите азы науки прежде, чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущее. Никогда не пытайтесь прикрыть недостаток знаний хотя бы и самыми смелыми гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь, - он неизбежно лопнет, и ничего, кроме конфуза, у вас не останется».

Кроме последовательности большое значение для правильной организации занятий имеет дисциплина.

Дисциплина для многих - просто очень скучное слово. Некоторые понимают ее как известный комфорт для преподавателя, другие - как самоцель. Надо, мол, не разговаривать во время урока, учить заданное от сих и до сих, держать в порядке тетради и учебники. Для чего это надо, иной и не задумывается. Могу оказать заранее, что такой человек всегда будет срываться, так как всегда будет формально и бездушно относиться к своему делу.

Дисциплина не может существовать без ясной и отчетливой цели. Нельзя себе представить дисциплинированным человека равнодушного. Но если он к чему-нибудь стремится, если у него есть воображение и твердая цель в будущем, то для него дисциплина - это средство преодолеть препятствия на пути к совершенствованию. Дисциплина - это, прежде всего, работа над собой и для себя.

Недавно мне рассказали историю одного моего бывшего ученика. Вся школа знала, что Борис К. интересуется авиастроением и непременно будет конструктором самолетов. Осенью он действительно держал экзамен в авиационный институт, но провалился и поступил на зубоврачебные курсы. Товарищи мне рассказывали эту историю с удивлением и смехом. Поражало и смешило их то, что Борис так легко изменил своему призванию.

Меня это совсем не удивило. Я энала, как Борис готовился к экзаменам, об этом мне рассказала его мать. Утром он вставал и сразу хватался за книги, но через несколько минут оказывалось, что ему надо взять из починки часы или сбегать за чернилами. На улице он встречал товарища, соблазнительно помахивающего билетами на футбольный матч, и, как на грех, оказывалось, что играет «Торпедо», команда, за которую Борис болеет уже второй год. Отказаться невозможно. После матча, изнемогая от впечатлений, Борис не мог усидеть на месте, ему надо было «проветриться», успокоиться. А ночью он судорожно начинал листать книги, бросаясь от начала к концу и все больше убеждаясь, что все повторить уже невозможно. На экзамен приходил бледный, с кругами под глазами и, в зависимости от удачи, получал плохую или посредственную отметку.

Как можно поверить, что этот юноша очень хотел быть авиаконструктором? Тут дело не только в лени и бесхарактерности, а и в равнодушии к своему призванию, вернее, и призвания-то истинного у него, наверное, не было. Если человек очень хочет чего-нибудь добиться, он всегда будет помнить о цели и сумеет организовать свое время и самого себя.

Экзамены недаром называются испытаниями, экзамены - не только проверка знаний, но и проверка характера. Была у меня ученица Катя Р. Весь год она училась хорошо, но в последней четверти болела и отстала от товарищей. Это была живая, способная девочка, очень, увлекавшаяся театром. Она занималась в самодеятельном театральном кружке при клубе завода, на котором работал ее отец. Незадолго до экзаменов Кате предложили сыграть роль Луизы в «Коварстве и любви» Шиллера. С этой пьесой кружок должен был выступить на олимпиаде. Очень хотелось Кате сыграть роль Луизы, но она отказалась. Она знала, что не сможет выдержать экзамены, если будет в это же время заниматься в кружке, знала, что с плохими отметками ее не примут в театральную школу. Такое решение далось ей, конечно, нелегко. Сейчас Катя учится в театральной школе, и я уверена, что она будет хорошей актрисой, если у нее есть хоть небольшие способности. Говорят, что талант состоит на десять процентов из способностей и на девяносто из трудоспособности.

Некоторые школьники боятся экзаменов (я говорю именно о боязни, страхе, а не о том волнении, без которого редко обходится всякое большое дело и в котором ничего дурного нет).

Страх - это самое унизительное чувство. Можно оправдать страх человека, который борется с неумолимой стихией. Понятен страх человека во время землетрясения. Но бояться того, что зависит исключительно от самого себя, это - доказательство безволия.

Мне все-таки думается, что страх перед экзаменами рождается от сознания неправильно прожитого года. Может быть, не так уж плохо занимался человек, но все же есть основания быть не совсем уверенным в успехе. Ведь если, подводя итог своей работы, сознаешь, что честно, в полную меру своих сил делал то, что должен был делать, то откуда же может взяться страх? Стоит подумать, как построить свою жизнь так, чтобы никогда ничего не бояться.

Есть и другая крайность - беспредельная самоуверенность. Вот, окажем, человек весь год учился отлично, педагоги и товарищи знают, что он развитой, способный ученик. Все это хорошо. Но иногда такой отличник начинает считать себя каким-то «исключительным», появляется самодовольство. Происходит это не вдруг, а постепенно, незаметно для него самого, а иной раз и для окружающих. Наступают экзамены, но молодой человек считает особым шиком даже не раскрывать учебников.

Кончается это обычно скверно. Мне часто приходилось наблюдать, с какой болезненной улыбкой выходят из класса блестящие отличники, получившие посредственную отметку. Они горько расплатились за переоценку собственных сил и знаний. Так, впрочем, всегда бывает и в жизни.

Нельзя опрометчиво полагаться на свою память. Перед экзаменами обязательно надо повторять курс, каким бы прозаическим занятием это ни казалось некоторым самоуверенным людям.

До сих пор существовал - а в некоторых школах и сейчас существует - неписанный закон, по которому лучшие ученики, забывая о собственных занятиях, считали своим священным долгом тянуть за собой лентяев. При этом масса времени уходила не только на занятия с отстающими, но и на уговоры, убеждения, чуть ли не упрашивания: сделай, мол, одолжение, учись. Все забывали, что имеют дело, в сущности, с взрослыми людьми, которые скоро выйдут в жизнь. В Красной Армии, вузах, на работе опекунов ведь не будет.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены