Педагог-гуманист

А Воронкова| опубликовано в номере №479, май 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Исполнилось восемь лет со дня смерти Антона Семёновича Макаренко, замечательного советского педагога и талантливого писателя, произведения которого полны дыханием жизни, воздухом революции. Посвящая своё творчество проблеме воспитания человека коммунистической морали, Макаренко впервые создал и образ нового педагога-гуманиста, в подлинно социалистическом понимании этого слова.

Книги А. С. Макаренко пользуются широкой популярностью. Они изданы на пятнадцати языках народов СССР тиражом в сотни тысяч экземпляров. «Педагогическая поэма» насчитывает четырнадцать изданий, а книга «Новые пути воспитания» вышла девять раз. Сейчас Академия педагогических наук готовит полное собрание сочинений А. С. Макаренко, издательство «Советский писатель» включило «Педагогическую поэму» в план издания ста книг золотого фонда советской литературы.

Антон Семёнович Макаренко родился в 1888 году на Украине, в семье рабочего. Педагогическую деятельность он начал семнадцати лет, став учителем народного училища. Его взгляды сложились под влиянием идей революционных демократов - Герцена, Чернышевского, Добролюбова. Серая, казённая работа в дореволюционной школе удовлетворить его не могла. «Учителем жизни» для Макаренко сделался Горький. Горьковский революционный оптимизм, его вера в народ учили Макаренко подходить к человеку с «оптимистической, - как он выражался, - гипотезой». Полное раскрытие духовных сил и богатств человека стало возможным только с торжеством пролетарской революции, когда сняты были все противоречия между личностью и обществом, когда открылись широкие просторы для гармонического расцвета личности. Идеи Ленина - Сталина, вдохновлявшие миллионы людей к борьбе и строительству нового, социалистического общества, послужили источником и основой для развития педагогических принципов Макаренко.

В 1920 году правительство поручило Антону Семёновичу организовать трудовую колонию из так называемых «правонарушителей» - детей, оказавшихся без семьи, без крова. Это была новая и сложная задача. При царизме существовали колонии для малолетних преступников, но воспитанием полноценных людей в этих колониях не занимались. Там господствовали «дядьки» - унтер-офицеры, основным орудием воспитания которых, писал в «Педагогической поэме» Макаренко, был «такой простой снаряд, как палка». Воспитанники этих колоний были, по существу, людьми обречёнными. Молодая Советская республика, приступившая к социалистическому переустройству страны, ставила задачей воспитать из этих людей полноценных граждан. Огромной заслугой Макаренко является то, что он блестяще разрешил эту задачу, разработал и сформулировал принципы и положения своей педагогической системы.

Основой основ этой системы было стремление Макаренко воспитать нового человека «не для индивидуального счастья, а для общего счастья и общей борьбы», свободным от узко эгоистического, хищнического отношения к миру, самоотверженно борющимся за процветание социалистического общества.

Колония имени Горького получила справедливое название «кузницы нового человека». Тысячи бывших «правонарушителей», воспитанных вдохновенным трудом замечательного педагога, превратились в активных и полноценных людей.

Какими же методами и средствами добивался Макаренко такого чудесного преобразования своих воспитанников?

Постоянно руководствуясь словами Горького о том, что в каждом человеке «скрыта мудрая сила строителя и... нужно дать ей волю развиться и расцвести, чтобы она обогатила землю ещё большими чудесами», - Антон Семёнович прививал детям любовь к труду, добивался того, чтобы труд стал их органической потребностью. «Я требовал воспитания закалённого, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу..., если она вызывается интересами коллектива», - писал он. Игорь Чернявин во «Флагах на башне» - индивидуалист, пренебрегающий скучной работой в сборном цехе, анархически относящийся к труду вообще, постепенно проникается значительностью своей маленькой роли в общем деле и становится энтузиастом производства, гордостью всего коллектива. В трудовом воспитании Макаренко преследовал не только цель профессионального и физического развития: он утверждал, что труд, основанный на взаимопомощи и понимании его полезности коллективу, «носит нравственный характер».

Макаренко настойчиво и строго добивался того, чтобы даже «проблема пятнышка на станке» стала моральной проблемой. На таких, казалось бы, на первый взгляд, мелочах воспитывал он подлинно социалистическое отношение к труду и общественной собственности. В трудовом единстве растёт и крепнет сплочённость коллектива, дружба его людей, их уважение друг к другу. Превосходно иллюстрирует это рассказ о свадьбе колонистки Оли Вороновой (в «Педагогической поэме»). Пришедшие по деревенскому обычаю от имени жениха сваты предстали перед советом командиров колонии. Сваты были потрясены тем, как близко к сердцу принял совет командиров интересы девушки. Колонисты заменили девушке семью, позаботившись о том, чтобы она, выйдя замуж, была обеспечена всем необходимым. Оля получила в приданое корову с телёнком, пять овец, кобылу с лошонком, свинью, семена, запасы кормов, мебель и даже швейную машину.

Антон Семёнович считал, что волю, мужество, целеустремлённость нельзя воспитать без постоянных и специальных упражнений в коллективе. В «Педагогической поэме» есть глава, которая называется: «Не пищать». В ней рассказывается, как колонисты решили пойти на первомайскую демонстрацию при любой погоде. Макаренко предупредил ребят, что раз так, - придётся идти, «хотя бы камни падали с неба». «Только смотрите - не пищать», - добавил он. Утром первого мая шёл проливной дождь. Ребята организованно отправились на демонстрацию. Они шли стройными рядами, с развёрнутыми знамёнами и намокшими барабанами, мокрые до нитки. Никому из них не пришло в голову расстроить ряды и укрыться от дождя. Вернувшись в колонию, ребята, как всегда, отдали салют знамени, гордые своей выдержкой и верностью слову. Через час в клубе был вывешен плакат с лозунгом «Не пищать», ставшим на долгие годы боевым кличем колонии.

Не пищать - означало уменье мобилизовать внутренние силы в любой момент для преодоления любых преград и препятствий. Такая организация и выдержка ребят были возможны потому, что их коллектив представлял собой чёткий, слаженный механизм, в котором существовала строгая дисциплина. «Дисциплина, - говорил Макаренко, - нужна нашей стране потому, что у нас мировая героическая работа, потому что мы окружены врагами».

В рассказе «Доктор» Макаренко вспоминает: Вася Корнеев был принят в колонию при категорическом условии, что он станет учиться. Перед ним поставили цель - стать врачом. Скитания по белу свету утомили мальчика, и он обещал Макаренко: «Землю буду грызть, а доктором стану». Вася проводил над книгами мучительные, бессонные ночи. Учёба давалась ему с трудом. Порою у Васи бывали минуты отчаяния, когда ему казалось, что у него ничего не выйдет, но он не сдавался. Он окончил медицинский факультет и стал хирургом. Своему учителю он не писал очень долго, считая свою жизнь слишком заурядной. И только отличившись под Хасаном в боях с японскими захватчиками, Корнеев прислал Макаренко письмо.

«Когда они полезли на нас, - япошки, - я, понимаете, оглянулся и увидел, что они лезут на весь наш двадцатилетний путь, на мой тяжёлый путь освобождения. Признаюсь вам', одному вам: мне казалось, если они нас побьют - они отнимут у меня моё человеческое достоинство... А теперь я победитель и мне очень весело, хочется много жить, хорошо жить...» - писал он.

Борьба за выполнение сталинских пятилеток требовала сильных характеров, большого мужества, уменья преодолевать любые препятствия, идти на любые жертвы. Таких людей растил Антон Семёнович Макаренко - человек большого сердца, все свои мысли и силы отдавший воспитанию молодёжи. Новатор, революционер в педагогике, он был тесно связан со всем советским народом - с педагогами, учащимися, родителями.

Образ А. С. Макаренко делается для нас особенно ярким и близким, когда мы вдумываемся в клятву, которую он произнёс первого февраля 1939 года, в день награждения его орденом Трудового красного знамени: «Орден, полученный мною, прежде всего, подчёркивает идею моей ответственности, и поэтому я должен знать, за что я отвечаю: я отвечаю за то, чтобы в моей работе было прямое политическое боевое влияние. Я отвечаю за то, что в своей работе я буду честен и правдив, чтобы в моём художественном слове не было искажения перспектив и обмана. Там, где я вижу победу, я должен первый поднять знамя торжества, чтобы обрадовать бойцов и успокоить малодушных и отставших. Там, где я вижу прорыв, я должен первым ударить тревогу, чтобы мужество моего народа успело, как можно раньше, прорыв ликвидировать. Там, где я вижу врага, я должен первым нарисовать его разоблачающий портрет, чтобы враг был, как можно раньше уничтожен».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены