Конечно, Д. Гранина я назвала условно. Пусть это будет книга какого-нибудь другого советского писателя, который пишет о сегодняшнем дне, поднимает сегодняшние проблемы.
Да, это был бы для меня действительно радостный день. И пусть в сочинении будут спорные или не очень верные суждения — их легко поправить. Но ученик докажет, что он мыслит, пытается что-то понять, что у него рождается умение самостоятельно осмысливать жизненные явления.
Пока такого сочинения у меня не было. А будет ли? Ведь школьная программа не предусматривает изучение произведений современной литературы.
Самая «молодая» книга в школьном курсе литературы — роман А. Фадеева «Молодая гвардия». Он написан в 1945 году. С тех пор прошло восемнадцать лет, но в программе ничего не изменилось. Из произведений советской литературы ученики проходят только «Мать» и «Старуху Изергиль» М. Горького, «Как закалялась сталь» Н. Островского, поэму «Ленин» и некоторые стихи В. Маяковского, «Поднятую целину» М. Шолохова и «Молодую гвардию» А. Фадеева. Этим и ограничивается для школьника советская литература! Честное слово, может создаться впечатление, что составители программ разделяют позицию некоторых горе-критиков, считающих, будто за последние десятилетия в советской литературе не появилось ни одного крупного произведения.
Мне могут возразить, что нельзя «раздувать» курс литературы, что так называемая «сетка часов» ограничена строгими рамками. Верно. Но почему бы не сократить количество часов, отведенных на изучение древней литературы, литературы XVHI века? На мой взгляд, лучше дать в обзорной форме некоторые темы из этих разделов, чем «загонять в обзор» литературу наших дней.
Я убеждена — и это не только мое мнение,— что курс советской литературы в нашей школе необходимо расширить. Да, образы Н. Островского и А. Фадеева, безусловно, несут в себе огромный заряд гражданственности, огромно их воспитывающее значение. Но сегодня их одних уже мало. Павке Корчагину нужно помочь. В школьную галерею литературных образов нужно ввести современных, сегодняшних героев, тех, которые работают, борются и живут рядом с нами. Вот тогда-то и будет сломана стена, отделяющая преподавание литературы от жизни. Вот тогда-то в школьных сочинениях формулы из программ уступят место горячим спорам о современнике. И споры эти будут не отвлеченными. В сочинениях наверняка появится не только анализ литературных образов, но и раздумья о сегодняшнем дне, примеры из конкретной жизни молодежи. И нам, учителям, будет легче влиять на своих учеников, действительно воспитывать их. Да и сами они станут зорче. И уж наверняка Саше В. не удастся тогда укрыться за системой громких фраз.
Границы между преподаванием литературы в школе и жизнью должны быть сметены! Мы воспитываем не «читателя или критика», а гражданина первого на земле коммунистического общества. Им, нашим ученикам, строить коммунизм, им жить при коммунизме. И подготовить их к этому нам должна помочь жизнеутверждающая, самая лучшая и передовая в мире советская литература.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Научно-фантастический роман