Патриотизм

опубликовано в номере №1047, январь 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

Патриотизм вырастает из высоких идеалов и гордости за содеянное и достигнутое партией, народом. И если мы хотим, чтобы с детских лет формировался характер патриота, то должны старательно и заботливо воспитывать, пестовать у каждого школьника, подростка, у каждого молодого человека чувство осознанной гордости за все то, что достигнуто героическим трудом старших поколений, и чувство осознанной нравственной ответственности за судьбы первой в мире страны социализма, за ее сегодняшний и завтрашний день. Я еще раз подчеркиваю слово «осознанной». Наш святой долг — учить молодежь не успокаиваться на достигнутом, добиваться, как говорил В. И. Ленин, непременно большего, непременно лучшего. Важно, чтобы в практической работе сегодняшнего дня юноши и девушки глубоко осознавали жизненную необходимость и величие осуществляемых партией и народом планов коммунистического созидания, чтобы от поколения к поколению передавалась эстафета свершений и подвигов во имя счастья и процветания родной Советской страны. Именно в этом видятся зерна патриотического воспитания самой высокой кондиции.

И еще. Патриотизм пуст без идеи. Наше оружие — бессмертное учение Маркса — Ленина. Отсюда и глубочайшие интернациональные корни советского патриотизма. У нас вызывают прилив гордости не только те успехи, которые рождаются в нашем, советском доме, но и достижения всех наших друзей по серпу и молоту, всех братьев по классу.

— ПАТРИОТИЗМ — ЭТО ЧУВСТВО, НА ОДНОМ ПОЛЮСЕ КОТОРОГО — ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, НА ДРУГОМ — НЕНАВИСТЬ К ВРАГУ. ЭТО ПОСЛЕДНЕЕ ТОЖЕ НАДО ВОСПИТЫВАТЬ?

— Патриотизм — понятие классовое. Любовь к своему социалистическому Отечеству рождает столь же сильную и неистребимую ненависть к его врагам. Ненависть к классовому врагу — наше оружие, она зовет к бдительности. Нельзя по-настоящему любить Родину, не научившись и не умея глубоко ненавидеть ее врагов. Старшие поколения советских людей эту науку ненависти постигали на собственном опыте, в горниле классовых битв за победу социализма, в суровой борьбе с фашизмом. Нынешнее поколение молодежи не имеет такого опыта. Это обязывает, во-первых, проявлять особую заботу о воспитании у юношей и девушек высокого самосознания и, во-вторых, всеми средствами пропаганды и агитации всесторонне обличать империализм как систему, зажигать в сердцах молодых огонь священной ненависти к врагам мира и прогресса, в каком бы обличье они ни выступали.

— БЫТЬ ПАТРИОТОМ — БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ, ГОТОВЫМ К ПОДВИГУ, ЕСЛИ ПОТРЕБУЮТ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. КОГО ВЫ СЧИТАЕТЕ ГЕРОЯМИ?

— Каждый год в день Победы минчане приходят к величественному монументу героям войны, который установлен в центре города, и возлагают у его подножия цветы. Это дань вечной, как само время, памяти тем, кто положил на алтарь Победы самое дорогое — жизнь. Среди миллионов погибших — великое множество героев, подвиги которых стали легендой. И каждый из этих героев ярок по-своему. Федор Бумажков, Константин Заслонов, Николай Гастелло, Вера Хоружая, Марат Казей и многие тысячи других патриотов навечно остались в рядах строителей коммунизма, и каждый из нас, как хорошо сказал писатель Борис Полевой, чувствует их плечо в самую ответственную минуту своей жизни. Я не могу выделить кого-либо одного. Каждый велик и дорог...

Что касается утверждения: «Быть патриотом — значит быть человеком, готовым к подвигу», — то оно, думаю, бесспорно. Правда, это лишь характерная особенность, я бы сказал, одна грань большого и необъятно сложного явления.

Кого я считаю героем вообще? Человека, постоянно мобилизованного на полную самоотдачу во имя общего дела партии, дела народа. Только, пожалуй, настоящий герой не ищет подвига, как не ищет и славы. Подвиг для него есть нечто естественное, само собой разумеющееся (по-другому он просто поступить не может), а слава его сама находит.

— В НАЧАЛЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ВЫ УШЛИ В ПАРТИЗАНСКИЙ ОТРЯД С УЧЕНИКАМИ СВОЕГО КЛАССА И, КАК ПОКАЗАЛИ ИХ ДЕЙСТВИЯ, ОНИ ОКАЗАЛИСЬ ГОТОВЫМИ К ПОДВИГУ. ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ?

— Да, безусловно, результат воспитания. Ребята имели возможность получить разностороннюю подготовку в школе. Однако это был в то же время результат воздействия всего нашего советского образа жизни. Партия готовила советских людей к защите завоеваний Октября, к отражению фашистской угрозы. Ребята знали о фашизме, о бушующей в Европе войне. В их сердца глубоко запали славные подвиги отцов, героев Октября, гражданской войны, социалистического строительства. Вместе со взрослыми они готовились быть защитниками своего отчего дома, своей Родины: сдавали нормы на значок «Ворошиловский стрелок», «Готов к труду и обороне», «Готов к санитарной обороне», занимались в кружках Осоавиахима, ходили в походы, проводили военизированные игры. Так что не только в морально-политическом, но и в известной мере в военном отношении вчерашние школьники были подготовлены к суровым испытаниям войны.

Конечно, в партизанском отряде, особенно в начале боевой деятельности, не всеми сразу одинаково быстро постигалась нелегкая суворовская наука побеждать. В первых стычках с врагом, в открытом бою лучше себя чувствовали те ребята, которые ранее увлекались стрелковым спортом. Они хорошо знали оружие, метко стреляли и, естественно, увереннее действовали. В боях и походах мужала наша юность. Молодое поколение Страны Советов с честью выдержало экзамен на зрелость, на верность социалистической Отчизне.

Более 50 тысяч пионеров и школьников нашей республики сражались с врагом в партизанских отрядах и подполье. Многие из них удостоены высоких правительственных наград, составляют гордость белорусской комсомольской и пионерской организаций.

— В МОЛОДЫХ НЕИСТРЕБИМА ПОТРЕБНОСТЬ В ГЕРОИЧЕСКОМ. КАК ОНИ МОГУТ РЕАЛИЗОВАТЬ ЕЕ В НАШЕ МИРНОЕ ВРЕМЯ?

— Уверен, что героизм, равно как и сам подвиг, кроется в самых обычных делах вашей обычной жизни или, как говорят, в буднях.

Вспомним, что Владимир Ильич Ленин особенно ценил героизм внешне незаметной, будничной работы. Он с восторгом писал о великих и геройских поступках, тем более великих и геройских, что они спрятаны в будничной жизни наших городов и деревень. Героизм нынешнего молодого поколения — героизм массовый, проявляющийся, я бы сказал, повседневно, в ходе всенародного социалистического соревнования, движения за коммунистический труд, на поприще творческих поисков и свершений. Советская действительность, эпоха строительства коммунизма рождает людей, если можно так выразиться, самой высокой пробы, для которых героическое есть логическое развитие и выражение их духа, характера, строя жизни, убеждений и поступков.

Приведу всего лишь один пример. Недавно мне довелось побывать в колхозе «Советская Белоруссия», Брестской области. Увидел я там корпуса современных животноводческих построек и, признаюсь, был приятно удивлен, когда узнал, что возводил их строительный отряд из числа молодых научных работников и студентов во время летних каникул. Отряд возглавлял молодой инженер-физик АН БССР Олег Зайцев. Всего за пятьдесят дней ребята при отличном качестве выполнили такой объем работ, на который по обычным нормативам строительных организаций требуется не менее полугода. Это подвиг.

То, что сделали в колхозе эти замечательные ребята, свидетельствует об огромном потенциале нашей молодежи, постоянно готовой к большим свершениям. В простой, будничной работе они показали образцы подлинного трудового героизма, упорства и дерзания.

Как говорил Максим Горький, в жизни всегда есть место подвигу. Справедливость этих крылатых слов каждодневно подтверждается в наше героическое время. Можно лишь пожалеть, что мы не всегда это умело и убедительно показываем. В сообщениях, рассказах о замечательных свершениях и успехах подчас остается нераскрытым главное: внутренний строй души советского человека, его мысли, поиски, идейные и нравственные истоки героизма в труде.

— СУЩЕСТВУЕТ ЛИ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, КАКАЯ-ТО СПЕЦИФИКА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП МОЛОДЕЖИ С РАЗНЫМ ЖИЗНЕННЫМ ОПЫТОМ, ОБРАЗОВАНИЕМ?

— Бесспорно, существует. По мере взросления и мужания человека, по мере того, как он обретает жизненный опыт, способность к более глубокому анализу явлений, должны меняться и совершенствоваться, усложняясь и углубляясь, все формы воспитания, в том числе и патриотического воспитания. Ведь то, что способно посеять светлые зерна в душе, скажем, студента, может быть не сразу понято подростком, и, напротив, дела, волнующие подростка, могут оставить равнодушным студента или старшеклассника.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены