Товарищи из Ставропольского крайкома комсомола рассказали нам о Доре Карабут. Она была тихой и застенчивой девушкой. Она была честна и трудолюбива. О ней говорили: «Самая обыкновенная, такая, как все».
Может быть, про Дору так и забыли бы, и, может быть, до сих пор мы ничего не узнали бы о ней, если бы незадолго перед тем, как фронт приблизился к Ставрополю, Дору не избрали заместителем секретаря Сталинского райкома комсомола.
Не громкие речи и не широкая известность были причиной тому, что Дора стала комсомольским руководителем: скромность Доры, её трудолюбие и усердие послужили основанием доверию, которое ей было оказано товарищами. И товарищи Доры не ошиблись в своём выборе.
Когда немцы ворвались в Ставрополь, Дора, сговорившись с несколькими активистами, ушла к партизанам. Она бродила в зарослях камышей и в плавнях; она приняла суровость своей партизанской судьбы и осталась такой же скромной и тихой.
Однажды Дора была тяжело ранена. Немцы схватили её, бессильную, истекающую кровью. Они допрашивали её и требовали, чтобы она отвечала; они пытали её, но она молчала. Тогда они расстреляли комсомолку Дору.
Мы не знаем, какими подвигами отмечен путь Доры в партизанском отряде. Быть может, она и не совершила ничего героического, и всё же мы навсегда сохраним в памяти её светлый образ, ибо жизнь Доры - незаметная для многих - была жизнью истинной русской девушки - патриотки.
Слушая рассказ о Доре Карабут, мы невольно вспомнили слова М. Е. Салтыкова - Щедрина: «...история отметила много видов геройства и самоотверженности, но забыла об одном: о геройстве и самоотверженности русской крестьянской женщины. Это - скромное, беспримерное геройство, никогда не прекращающееся, не ослабевающее: ни при первом крике потела, ни при третьем. Это геройство... всегда стоящее на страже и готовое встретить врага».
И мы даже подумали, что именно о Доре было сказано всё это.
Мы снова говорим сегодня о патриотизме потому, что ещё не везде и не всегда у нас понимают, что значит быть патриотом.
Иные думают, что достаточно человеку один раз сделать какое - нибудь полезное дело - и он уже получает право называться высоким именем «патриот». Другие придерживаются совершенно противоположной точки зрения: они утверждают, что патриотом может называться только тот, кто совершил на войне героический подвиг и кровью обессмертил своё имя.
Кто же прав?
Мы думаем, что и те и другие сужают понятие патриотизма.
Патриотизм - высокое чувство гражданского долга. Истинный патриот - тот, кто вдохновенно любит землю свою русскую; кто в этой вечно молодой и горячей любви постоянно черпает силы для полезного дела; кто неизменно печётся о славе родины; кто ненавидит её врагов и готов пожертвовать всем, лишь бы в счастье жила его отчизна. И мало быть только преисполненным одним чувством патриотизма; мало одного декларирования своей преданности родине: патриотизм требует дела!
И того, кто не только на словах, а на деле докажет свою преданность нашему великому знамени, мы громко назовём патриотом.
Советский патриотизм - понятие реальное, ощутимое.
Когда идёт война, нельзя быть простым созерцателем событий. О таких людях М. И. Калинин говорил ещё в первые месяцы войны:
«...среди нас есть, если можно так выразиться, созерцатели. Но ведь сейчас нельзя отделываться только пассивными переживаниями... Сводку послушали, поахали, а сами пальцем не пошевелили для фронта. Такому патриотизму грош цена. Нет, уж ты лучше не нервничай, но сделай всё, что в твоих силах, для фронта, для того, чтобы разбить фашизм».
У нас не должно быть созерцателей.
У нас не должно быть также людей, которые, сделав однажды полезное дело, готовы без конца говорить об этом на каждом перекрёстке, всячески превознося себя и свой патриотизм. Жизнь для фронта, постоянное действие и труд ради победы над врагом должны быть не эпизодом, а ежедневно дописывающейся страницей биографии каждого молодого советского человека.
Коммунистический союз молодёжи носит имя бессмертного Ленина. Великий Ленин учил нас: «Не за страх, а за совесть исполнять все законы о Красной Армии, все приказы, поддерживать дисциплину в ней всячески, помогать Красной Армии всем, чем только может помогать каждый...»
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
«Язык» прокладывает лыжню