... В Орле, на аэродроме Центрального планерного клуба ДОСААФ, летом собирается цвет нашего планеризма. Тут авиационные инженеры кандидаты технических наук Е. Африканок, Е. Вачасов, электрослесарь из Белоруссии М. Винокур, студент из Литвы В. Миколаускас, конструктор из Кишинева Л. Клюева. Одним словом, люди разных профессий и занятий. Около половины участников первенств страны имеют высшее образование, лидеры сборной СССР - инженеры.
Познакомьтесь ближе хотя бы с одним из них - киевлянином Евгением Руденским. Ему 31 год, из них 14 летает на планерах. Он победитель крупных международных соревнований, неоднократный абсолютный чемпион СССР. В 1971 году, возвращаясь домой после участия в международных стартах, Евгений получил в автомобильной аварии тяжелую травму позвоночника. Гипс, месяцы в постели. Мог ли кто-нибудь предполагать тогда, что через год он не только полетит, но и станет первым за всю историю советского планеризма серебряным призером чемпионата мира.
Вот впечатления наших спортсменов, вернувшихся из Югославии, с этого чемпионата.
Валентин ЮРЬЕВ, тренер сборной. Трудно сказать, в чем больше соревновались планеристы - в мужестве или мастерстве. Временами в погоне за восходящими потоками в одно облако входило до 40 планеров, пилоты которых, не видя друг друга, «вслепую» набирали высоту. При этом вершины гор часто прятались в облака, а горы, как известно, твердые...
Юрий КУЗНЕЦОВ, член команды. Мы входили в облака с интервалом в одну-две минуты. Однажды подошли к облаку, а сверху на нас сыплются обломки столкнувшихся планеров, опускаются на парашютах пилоты. Но деваться некуда, если не наберешь высоту в облаке, проиграешь...
Евгений РУДЕНСКИЙ. Ливень, град, снег, сильное обледенение плюс жестокая болтанка были нашими постоянными спутниками в облаках столь плотных, что сразу за кабиной исчезали очертания крыльев.
* * *
Мне выпало счастье парить над легендарной горой Клементьева. Над ней в 1959-м я почти мальчишкой установил свой первый рекорд.
Десять лет тут не летают планеристы, после того, как была ликвидирована последняя в Крыму Феодосийская планерная станция. И вдруг (о, это счастливое «вдруг»!) я убедился: лучшие традиции горы живут. Перед отъездом домой после праздника, проводившегося здесь в честь 50-летия отечественного планеризма, захотелось еще раз подняться к только что установленному на горе планеру-памятнику. В кабине попутного самосвала рядом со мной оказался еще один пассажир - мужчина лет тридцати в рабочей одежде. Где я видел это лицо! Вместе вышли. Вместе стали карабкаться по крутому склону. Разговорились. Оказывается, встречались тут раньше. Он тоже в 59-м впервые испытал над этой горой прелесть парящего полета. Позже Виталий Пушкин, мой неожиданный попутчик, уже студентом Московского авиационного института увлекся идеями известного конструктора планеров А. И. Пьецуха, много пет отдавшего вопросам исследования и конструирования «летающего крыла». Инженер Пушкин успешно развивает идем своего наставника. У Виталия Павловича дерзкие мысли, большие планы и, наверное, не меньшие перспективы. Конструктор продолжает традиции крылатой горы: успешно прошел летные испытания его планер - «летающее крыло» оригинальной схемы. Это прототип самолета будущего.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.