В начале их было 11 человек. Через некоторое время добавилось еще 29. Итого - 40: 11 русских, 14 латышей, 7 поляков, 7 венгров, 1 литовец. Они уже назывались Первым автобронеотрядом и имели на вооружении две броневые машины и четыре грузовика фирмы «фиат». Отряд, которым командовал большевик Юлиан Конопко, охранял ВЦИК. и СНК, выполнял отдельные поручения Я. М. Свердлова и Ф. Э. Дзержинского, по их инициативе он и был создан. При переезде правительства из Петрограда в Москву бронеотрядовцы обеспечивали безопасность руководителей социалистического государства, Владимира Ильича Ленина. Так начиналась боевая биография соединения, которому впоследствии было присвоено имя Ф. Э. Дзержинского. ... В первых числах апреля 1918 года в Москве активизировались анархисты. Обнаглев, они стали задерживать членов ВЦИК, собирали силы для вооруженного выступления против законного правительства. Штаб анархистов располагался на Малой Дмитровке. Ликвидировать вражеское гнездо Дзержинский поручил латышским стрелкам и бойцам бронеотряда. К полуночи 12 апреля штаб-квартира заговорщиков была окружена.
Прислонив винтовку к каменной тумбе на тротуаре, бронеотрядовец Степаков спокойно брал на мушку выбегавших из дома анархистов и нажимал на курок. Три выстрела - три убитых наповал врага. Выстрелить в четвертого он не успел, бок обожгла револьверная пуля. Через несколько мгновений анархист, смертельно ранивший Степакова, ткнулся лицом в каменную мостовую. Умирая на руках товарищей, боец спросил: чья взяла?
Траурный митинг на Красной площади открыл Феликс Эдмундович Дзержинский. Сказав о трудном времени, переживаемом республикой, он призвал чекистов к беспощадной борьбе с заговорщиками, с врагами революции. Чекисты клялись отомстить за смерть товарища. Впоследствии имя патриота Степакова было навечно занесено в списки соединения.
Спустя три месяца бойцы автобронеотряда в числе других частей Красной Армии участвовали в ликвидации июльского мятежа левых эсеров, охраняли съезд Советов Российской республики.
В сентябре 1919 года бронеотряд, в ту пору уже называвшийся именем Я. М. Свердлова, возвращается с Южного фронта в Москву на переформирование. Отдых был недолгим; конный корпус генерала Мамонтова прорвал фронт и двигался к столице. Положение создалось критическое. Все имевшиеся резервы Советское правительство бросило на врага. Вскоре был издан приказ об отправке отряда в распоряжение командования Первой Конной армии.
Через много лет в музее дивизии на огромной карте страны вспыхнут красные огоньки в точках, где когда-то сражались с врагом за свою революцию первые дзержинцы. И нынешнее поколение воинов легендарного соединения узнает из исторических формуляров и воспоминаний ветеранов, что означает, к примеру, хутор Волошина. Там, на этом хуторе, захватив в бою с деникинцами два танка, экипажи Пискунова и Дам-бита отбили несколько атак вдесятеро превосходящих сил противника и не сдвинулись с места до прихода своих главных сил.
Или, к примеру, станция Касторная, или Рубежная, или местечко Червонное. Но это было уже на польском фронте. С годами молодежь может забыть названия городов, которые проходили бронеотрядовцы, количество их трофеев или потерь, но в каждом дзержинце, узнавшем прошлое соединения, навсегда останется чувство гордости за это прошлое, стремление быть похожим на тех, кто своим героизмом делал историю тогда, в двадцатых.
В донесении от 12 июля 1921 года начальник боевого участка писал: «Доношу, что в разгроме и полном распылении ядра банды Антонова исключительную роль сыграл автобронеотряд ВЧК». А через несколько дней отряд был уже в пути к степям Южного Урала, где хозяйничали бывший офицер царской армии Митрясов и белогвардеец Сарафанкин. И снова погони по бесконечным, желтым от пыли дорогам, ночные стычки и настоящие сражения с озверевшими бандитами.
За мужество, проявленное в боях с врагами революции, в 1922 году М. И. Калинин вручил автобронеот-ряду от имени ВЦИК памятное Красное знамя с надписью: «За подвиги».
17 июня 1924 года приказом ОГПУ бронеотряд был развернут в соединение. Самое активное участие в его формировании и укреплении принял Ф. Э. Дзержинский. Этот день стал официальной датой рождения дивизии. Официальной, и только. Потому что к тому времени испытанные в непрерывных сражениях дзержинцы уже обрели свой боевой почерк, свою военную историю, небольшую, но пламенную.
Покончив с бандитами на Кавказе, дзержинцы громили басмаческие отряды в Средней Азии: Ургенч, Чарджоу, Бухара, Самарканд, - десятки городов и селений легли на пути чекистов. Не ведая страха, дрались они с бандами разных мастей, очищая от последних врагов советскую землю. За образцовое выполнение заданий Коллегии ОГПУ по ликвидации басмаческих банд в Средней Азии ЦИК Туркменской ССР наградил механизированный отряд орденом Трудового Красного Знамени и Боевым Красным Знаменем.
В первые месяцы Великой Отечественной войны личный состав соединения участвовал в строительстве оборонительных рубежей на подступах к столице. Отдельные части несли охрану важных объектов, боролись с десантными группами противника, вылавливали гитлеровских шпионов и диверсантов. Вот слова из резолюции, принятой дзержинцами на одном из митингов, проходивших в ту пору во многих воинских подразделениях: «Мы заверяем партию и правительство, что в наших рядах не будет трусов, паникеров, нытиков...» Вот что припомнил один из ветеранов, Борис Семенович Егоров:
«В ночь с 11 на 12 октября 1941 года стрелковый батальон, стоявший близ Подольска, подняли по тревоге. Из штаба сообщили, что в районе Боровска фашисты сбросили десант. Его надо уничтожить. Под утро дзержинцы были уже в заданном месте. Выяснилось, что это не десант, а передовые части гитлеровцев. Высланная разведка донесла, что неподалеку расположились танки и пехота противника. Когда рассвело, я и сам разглядел в кустах машину с крестом на боку».
Он поджег танк первым же снарядом, а через несколько минут расчет его орудия подбил еще два. Всего в этом бою семидесятишести-миллиметровка Егорова прицельным огнем уничтожила 5 вражеских машин. Из них два танка - лично командир орудия Борис Егоров, награжденный за проявленное мужество орденом Красного Знамени.
В те же октябрьские дни совершили подвиги дзержинцы Григорий Прокопенко, Сергей Белоус, Илья Николенко. Под сильным артиллерийским и минометным огнем дважды раненный Прокопенко во время боя нашел место обрыва проводов связи и из последних сил сжал концы провода зубами. Связь была восстановлена. Имя героя навечно осталось в списках части. Это было начало войны, впереди были месяцы и годы тяжелейших боев, предстояло пережить горечь утраты боевых товарищей и познать счастье победы. Но как бы ни было трудно, дзержинцы никогда не роняли славу своего соединения. Наверное, поэтому право и честь бросить к подножию Мавзолея поверженные гитлеровские знамена было предоставлено в числе других и им, воинам-дзержинцам.
... Каждое утро дневальные заправляют десять солдатских коек, принадлежавших тем, кто никогда уже не встанет в ряды дзержинцев и никогда не покинет их строя. Одиннадцать героев навечно зачислены в списки части. И среди них большой друг соединения, его почетный солдат - маршал С. М. Буденный. Семен Михайлович был частым гостем дзержинцев, любил разговаривать с воинами, слушать их рассказы о службе и боевой учебе. Он пронес эту дружбу, рожденную в годы гражданской войны, через всю жизнь.
Когда в соединение приезжают его ветераны, первым делом они отдают дань памяти павшим героям - застывают в молчании у этих самых всегда отлично заправленных солдатских коек. Такая здесь традиция. В одном строю стоят генералы и офицеры, старшины и рядовые. Перед памятью героев все равны и ответственны за то, чтобы дело, за которое они пали, жило и крепло.
50 лет на страже завоеваний Великого Октября стоят воины ордена Ленина и ордена Красного Знамени дивизии имени Феликса Эдмундовича Дзержинского. Они всегда начеку, всегда готовы выполнить свой солдатский долг перед нашей Родиной, перед советским народом. Свой полувековой юбилей личный состав дивизии встречает отличными показателями в боевой и политической подготовке, высоким моральным духом, безграничной верой в торжество ленинских идей, за которые каждый дзержинец готов отдать свою жизнь.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.