«Мы летаем с аистами» - так однажды назвал свой рассказ о планеристах неоднократный рекордсмен и чемпион СССР, мастер спорта Виктор Гончаренко - Старый Грач, как ласково зовут его друзья и ученики. В этом прозвище - уважение к опыту, спортивной мудрости 50-летнего аса безмоторного полета. Гончаренко впервые самостоятельно поднялся в воздух на учебном планере в кружке Дворца пионеров, он не расстается с небом и теперь.
«Мы летаем с аистами». Что это! Броское сравнение? Ничуть нет! Парящие птицы - постоянные спутники планеристов. Вместе они подолгу кружат под облаками, набирая спиралями высоту. Как это прекрасно - чувствовать себя птицей!
Людей всегда манила возможность летать подобно птице. Вероятно, мечте этой столько же, сколько и человечеству. Помните миф о Дедале и Икара! Только не довелось Икару опуститься на землю. Забыв наставления отца, увлекшись полетом, юноша поднялся слишком высоко. Палящие лучи солнца растопили воск, Икар рухнул и разбился о скалы.
Многие смельчаки не в легендах, а наяву мастерили крылья и, подражая птицам, пытались подняться в небо. Нередко эти попытки кончались трагически. Пионерами удачных полетов людей на крыльях были именно планеристы.
Наш знаменитый соотечественник, морской офицер А. Ф. Можайский, наблюдая парение птиц, пришел к мысли о постройке огромного змея-планера. В 1876 году он дважды поднимался на нем в воздух и, по словам современника, инженера Богословского, «летал с комфортом». Успешные опыты со змеями - прототипами планера позволили Можайскому в России и братьям Райт в Америке осуществить удачные полеты на самолете. Но увлечение планеризмом не угасало, а ширилось.
К началу первой мировой войны в России действовало несколько любительских кружков, занимавшихся постройкой планеров и полетами на них. Строили неделями, месяцами: летали секунды, набивали себе синяки и шишки, строили и снова летали.
В 1923 году центр безмоторной авиации при Обществе друзей воздушного флота (ОДВФ) организовал в Крыму близ Феодосии I Всесоюзные планерные испытания, впоследствии переименованные во Всесоюзные слеты планеристов. Почему «испытания»!
Летательные аппараты, создававшиеся тогда группами любителей, были далеки от совершенства, да и строили их из подручных материалов. Естественно, перед полетами они нуждались во всесторонней квалифицированной проверке. Наконец, появилась острая необходимость в обмене опытом. Ажурные планеры из дерева и полотна подвергались серьезному экзамену на прочность, и лишь потом пилоты испытывали их в воздухе. Слеты планеристов стали конструкторской и летной академией. Они проводились на горе вблизи живописной бухты, к которой прижался поселок Коктебель (теперь Планетное). Гору открыл для парителей Константин Арцеулов. Под влиянием своего деда знаменитого художника-мариниста И. К. Айвазовского юношей он уехал учиться в Петербург художественному мастерству, а оттуда вернулся с дипломом... пилота-авиатора.
Его направили в Качинскую школу летчиков командовать истребительным отделением. Здесь Константин Константинович совершил свой отважный полет, после которого зарубежная пресса нарекла его «королем штопора». Эта известная сейчас любому мальчишке фигура пилотажа считалась гибельной для летчиков. Самолеты иногда самопроизвольно сваливались в штопор и до земли не выходили из него. Арцеулов не только разработал методику вывода самолета из штопора, но и доказал ее жизненность на практике.
Работая в школе, Константин Константинович мечтал о безмоторных полетах. Он хорошо знал окрестности Феодосии, и невысокая, плоская, как стол, гора вблизи' Коктебеля, напоминавшая гигантскую многокилометровую плотину, вставшую на пути ветрам, давно приглянулась ему. Над горой в потоках воздуха, огибающих крутой склон снизу вверх, часто парили орлы. Что, если здесь взлететь на планере!
Первый полет продолжительностью в 49 секунд выполнил Леонид Юнгмейстер, а спустя немногим более полумесяца он же установил мировой рекорд продолжительности парения - 1 час 2 минуты. Успешный слет на Узун-Сырте (теперь гора Клементьева, в память о первом погибшем здесь планеристе) позволил Обществу друзей воздушного флота продолжить усиленную пропаганду планеризма - лучшего средства подготовки летных и конструкторских кадров для молодой Советской республики.
Руководитель и участник нескольких слетов, создатель всемирно известных «Илов» Сергей Владимирович Ильюшин позже скажет:
- Планеризм - это люлька, в которой непременно должен качаться будущий авиаконструктор...
Действительно, в «планетной люльке качались» авиаконструкторы А. С. Яковлев и О. К. Антонов, космический конструктор академик С. П. Королев и его соратник по Гирлу М. К. Тихонравов. Планеров не миновал и юный А. Н. Туполев.
Выдающийся мастер безмоторного полета Сергей Николаевич Анохин - человек, испытавший в воздухе, вероятно, все, что только может летать, отвечая скептикам, утверждавшим, будто в век моторов планеризм утратил былое значение, сказал недавно:
- Планер «старше» самолета, но разве мы отказались от парусного спорта только потому, что, появились пароходы!
Но вернемся к 20 - 30-м годам. IX съезд Ленинского комсомола принимает решение о шефстве ВЛКСМ над Воздушным Флотом. Тысячи молодых людей пополнили ряды аэроклубовцев. Особой доступностью и популярностью пользовался планетный спорт. К началу 1935 года в стране насчитывалось 230 планерных станций, 10 школ, 1600 (I) кружков, в которых обучалось около 17 тысяч планеристов.
Начался серийный выпуск машин Б. Н. Шереметева, О. К. Антонова, В. К. Грибовского, Г. Ф. Грошева. На этих планерах наши парители крушили мировые рекорды. К началу Великой Отечественной войны им принадлежало 13 из 18 высших мировых достижений.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.