Пантелеймон Романов

Б Лунин| опубликовано в номере №61, сентябрь 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

Он становится ненавистен ей: « ей противна такая порода мужчин, - их можно презирать, как нечистое животное», и тем больше у нее братской нежности к « молодому юноше - студентику».

Но « юноша» вскоре слез на какой - то из станций. Она - наедине с « военным». Тот откровенен и прям: приглашает ее полежать на верхнюю полку, называет ее « уездной барышней», сознается в своей « животности», « студентик» для него - тряпка, советует ей бросить « мармеладовое целомудрие» и проч.

Она с ненавистью переживает присутствие этого назойливого человека, - вот течение ее мыслей: « наглотался верхов» , « наглое, сильное животное» . На прощанье он « двумя сильными мужскими руками взял ее за голову так, чтобы она не смогла вырваться» , и « неожиданно крепко поцеловал в губы» . Через несколько минут девушка тоскует. « Но неужели, неужели она его больше не встретит»?.. и « о милом студентике она не вспомнила больше ни разу».

Что это такое? Девушка сопротивлялась суждениям этого человека, она сознавала грубость и бесцеремонность его желаний, она ненавидела его и вдруг - она тоскует. Впечатление от сильного, энергичного мужчины затмило все ее представления о любви, о взаимоотношениях мужчины и женщины? Две « сильных мужских руки» опрокинули ее сознание? Этот рассказ озаглавлен « Тайна», по всей видимости, это тайна девичьего сердца.

События нового рассказа (« Без черемухи» - « Молодая Гвардия») могли бы быть последствиями той победы инстинктивного влечения над сознанием девушки, которая отмечена в рассказе « Тайна». Их можно даже рассматривать как бы второй встречей девушки с незнакомцем « в военной форме» , если предположить, что он демобилизовался и стал ее товарищем по университету. Вот центральные положения этого рассказа:

Он - студент, он - вожак среди товарищей. Умен, серьезен, красив, но « перед девушками шумен, развязен, груб». Она инстинктивно тянется к нему. Но она ждет соответствия своему « внутреннему цветению», - от любви она ищет праздничности, ласковости и интимной близости.

Он резок и груб. Ему все равно, какая женщина, лишь бы женщина. Он открыто издевается над сантиментами, над ее желанием « черемухи». Вот его поучающие изречения: « Я всегда без черемухи, - ничего, недурно выходит». « Все равно это кончается одним и тем же - и с черемухой и без черемухи, - что же канитель разводить» . Девушка ему сопротивляется: « Я ненавижу его»; он - упрямо, подчеркнуто отказывается от каких - либо уступок. Они расстались. Но вдруг девушка почувствовала, « что ей уже ничего не нужно, кроме того только, чтобы он был с ней», она сожалеет, что « грубо оборвал», не сделав никакого усилия для того, чтобы повлиять на него в хорошую сторону». Она идет к нему. С первой же минуты она знает, чем все кончится. Да и приметы на - лицо: он спешно вывешивает записку на двери, чтобы никто не зашел, « голос его тороплив, и руки его дрожат», он явно « спешит успеть». А она усиленно и терпеливо ждет хоть минутной ласки, хоть какой - либо прикрашенности факта, который вот сейчас совершится.

Он удовлетворяет свое желание и в заключение цинично оправляет чужую постель».

А, ведь, эта девушка говорила о любви, как о « слиянии со всем миром»! Пережитое оставляет у нее горький осадок. Прямою жалобой звучит ее письмо подруге (в нем - то и описывается событие рассказа): « единственное в жизни я сделала совсем не так» ... « Я далека от сожалений о потерянной невинности, и тем более - от угрызений совести за свое первое падение, но что - то есть, что гложет меня - неясно, смутно и неотступно».

И, наконец, положения последнего рассказа - « Право на любовь» (« Нов. Мир» , кн. 7, 1926 г.):

Ей - 27 лет. Она преподавательница на рабфаке. Скромная, правдивая, « целомудренная» девушка. Ее убеждения: мужчина должен видеть содержание женщины, ее внутреннюю ценность; это, а не что - нибудь другое, должно иметь право на любовь. Его она встретила в поезде. Обычное начало - он надеется на легкий успех и быструю развязку. Однако, она протестует: « зачем везде... только, только одна пошлость». Ее спутник отступает, изменяет тон. Девушка удовлетворена: « невольно (с чувством благодарности) подумала о том, что она победила» ... Происходит вторая и третья встреча... Он маневрирует, приспосабливается на индивидуальный лад - « к каждой женщине нужен особый подход» - « темперамент меняет на нежность» , философствует о любви, слушает ее признания « о победе светлого начала над темным, низменным, упрощенным» . Она влюблена. История кончается письмом. Он пишет: « У нас с тобой ничего не выйдет... Твоя идеалистическая настроенность... убила всякое влечение... ум, сердце, правдивость, самоотверженность, - все это... совершенно не нужно мужчине, т.е. на него не действует... Мне стало... стыдно прикоснуться к тебе, как стыдно прикоснуться к родственнице. Современный мужчина боится таких женщин, как боится припадочных».

Правда, этот рассказ несколько выпадает из намеченной серии, несколько индивидуально его значение и сладковат тип его героини. Но на фоне историй о соблазненных девушках его развязка воспринимается как иронический намек современности « неподдающимся» девушкам.

Итак, в среде современной молодежи П. Романов выделил такие типичные истории любви: обманутая девушка, девушка, увлеченная вопреки своим представлениям, девушка, вступающая в связь с представителем крайних « современных» взглядов на любовь и получившая в награду полное разочарование и горечь, и, наконец, девушка, упорная в своих взглядах, но и не получившая права на любовь.

В чем их смысл?

В ЧЕМ ЖЕ единство всех этих рассказов? Основное в них то, что они проходят под знаком отречения от так называемой любви и ограничения отношений между мужчиной и девушкой лишь голой физиологией. По крайней мере, мужское население рассказов неуклонно настаивает на этом (открыто или маскирование - это безразлично), а девушки может быть каждая, по - своему ждут нежных, заботливых, товарищеских отношений, но и каждая из них уступает, сдает свои позиции; если же этого нет, мужчина проходит мимо нее, она брошена на одиночество и скуку. В сознании девушки, во всех ее переживаниях так начатая половая жизнь осаждается горечью, - она чувствует себя смятой и физически и духовно. Большое событие в жизни девушки в так сложившихся « новых отношениях» проходит без очарования; девушка переживает его как подневольное удовлетворение голого желания мужчины.

Такова основная мысль этой серии рассказов, ее больше других оттеняет П. Романов.

Кто они и как это совершается?

ДЕВУШКИ, каких изображает Романов, далеки от так называемых « кисейных барышень», они вовсе не стоят за отживающие формы исключительной и личной принадлежности одной женщины одному мужчине, но, тем не менее, каждая из них требует любви как серьезного увлечения, вовсе не покрывающейся физиологической связью. Вот их признания:

« Для нас... на первом месте увлечение самим человеком, его умом, его талантом, его душой, его нежностью. Мы всегда хотим сначала влияния не физического порядка, а какого - то другого» ...

« Для, нас, женщин, любовь - это слияние со всем миром... А они, мужчины, не понимают этого».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены