Память пламенных дней

Константин Верхотин| опубликовано в номере №1218, февраль 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

В самом конце 1974 года, в Московскую студию военных художников имени Грекова приехали гости из Кирова – посланцы городской комсомолии. Приехали с просьбой помочь им подготовить к 60-летию Октября подарок, необычный, монументальный, такой, чтобы и спустя годы не мог никого оставить равнодушным. Предложение кировчан было смелое, с размахом, и оно пришлось по душе художникам – создать в городе одну из самых крупных в стране диорам, в которой на конкретных, вятских, событиях 1917 года показать триумфальное шествие Великого Октября, показать накал борьбы за победу нового строя и неотвратимость этой победы.

Необходимо заметить, что необычность новой диорамы, существовавшей пока лишь в мечтах комсомольцев, была не только в ее размерах. Никогда прежде военные живописцы студии в своих монументальных полотнах не обращались к подобной тематике – как правило, диорамы отображали батальные сцены известных сражений, а здесь предлагалось отобразить мирную демонстрацию, каких в те революционные дни 1917 года множество проходило по всем городам страны. Необычной для художников была и необходимость вводить в диораму вместо привычного пейзажа вид старого провинциального города... Но энтузиазм кировчан, передавшийся работникам студии, победил сомнения скептиков. Более того, перечень необычного в новой диораме не ограничился особенностями тематики: впервые фигуры людей на переднем плане были задуманы и выполнены художниками почти в натуральный рост. Но это было позже...

А пока закипела подготовительная работа. В апреле 1975 года был заключен договор между Кировским обкомом комсомола и студией военных художников имени Грекова. Тысячи молодых кировчан вышли на субботники, зарабатывая деньги в фонд строительства будущего памятника. А художники, приехав в Киров, засели за изучение архивных документов, музейных экспонатов, знакомились с местами событий, встречались с их очевидцами. Скоро они не хуже историков могли рассказать о памятных декабрьских событиях в Вятке.

...Весть о победе Великой Октябрьской социалистической революции пришла в Вятку 27 октября. В тот же день городской комитет РСДРП(б) обратился к трудящимся губернии с призывом оказать поддержку Советскому правительству.

Вятские рабочие, солдаты, крестьяне приветствовали победу Октября. Там, где в Советах преобладали большевики, эти органы власти становились хозяевами положения.

Но в ряде мест в Советах верховодили меньшевики и эсеры. В самой Вятке враги социалистической революции отказались признать Советское правительство и даже объявили об образовании самостоятельной... «Вятской республики».

Все это вызвало гневные протесты в пролетарских коллективах, у революционно настроенных солдат. 1 декабря 1917 года большевики провели в Вятке демонстрацию рабочих вятских предприятий, бойцов Красной гвардии и солдат 106-го полка. После демонстрации вооруженные солдаты и рабочие заняли правительственные и общественные учреждения, телефон, телеграф, электростанцию, железнодорожный узел...

О событиях 1 декабря и рассказывает диорама.

...Перекресток заснеженных улиц Николаевской и Спасской (теперь они носят имена Ленина и Дрелевского). Прямо на нас идет колонна рабочих Вятских железнодорожных мастерских и других предприятий. Над колонной – красное полотнище с призывом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

А слева запечатлена подходящая к перекрестку колонна солдат 106-го полка с оркестром во главе. И словно слышишь разносящиеся далеко за площадь революционные мелодии. «Смело, товарищи, в ногу...» Ветер полощет транспаранты, на которых начертано: «Вся власть Советам!», «Да здравствует Российская социал-демократическая партия большевиков!»

На улицах, кроме демонстрантов, масса людей. Здесь, на перекрестке, как бы столкнулись две жизни, две силы – старая и новая. Старая обречена, но она не хочет уходить в небытие, она злобствует, сопротивляется, нападает... (Вот слева на полотне видно – вскинули ружья солдаты и матросы, готовые ответить на раздавшиеся откуда-то с балкона провокационные выстрелы.) И все же победа близка, хотя дается она нелегко, с боем...

Огромное полотно диорамы (его площадь – почти 300 квадратных метров) создано живописцами Московской студии военных художников имени Грекова – заслуженным деятелем искусств РСФСР Аркадием Ивановичем Интезаровым и молодым художником, лауреатом премии Московского комсомола Николаем Николаевичем Соломиным.

Но вместе с их именами в ряду создателей уникального памятника в Кирове можно с полным правом назвать более семидесяти тысяч кировских комсомольцев – рабочих, студентов, школьников, которые отработали 370 ударных дней, чтобы на самой высокой точке городского парка, у каскада прудов, поднялось белокаменное здание диорамы, своим фасадом напоминающее развернутое знамя, на котором начертаны слова: «Великому Октябрю».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Несокрушимая и легендарная

Маршал артиллерии