А. П. Чехов

Б Земенков| опубликовано в номере №543, январь 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

К 90-летию со дня рождения

Исполнилось девяносто лет со дня рождения Антона Павловича Чехова - великого художника, отдавшего всю свою жизнь, весь свой могучий, жизнеутверждающий талант служению родному народу.

Чехов не был революционером. Но его подлинно русское свободолюбие сказалось в той непримиримости, с какою писатель наносил удары по отживающему быту царской России. Используя остриё сатиры, Чехов бичует ложь, беспощадно высмеивает пошлость, мещанство, пробуждая тем самым у человека презрение к окружавшей его рабской жизни. В этом сказывалось желание художника видеть свой народ свободным, счастливым, радостным. Через все произведения великого писателя, сквозь юмор, порой грустный, иногда печально - лирический, проходит мотив приближающихся бурных событий в истории русского народа.

Это предвидение бури особенно ясно сказалось в последних произведениях художника, в частности в его прекрасных пьесах. Чехов через своих героев неоднократно обращается к читателю со словами надежды, что Россия находится «накануне величайшего торжества», он даже готов определить, что «пришло время, надвигается на нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идёт уже близко и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку».

Та нота «бодрости и любви к жизни», о которой говорил А. М. Горький, останавливаясь на анализе рассказов А. П. Чехова, делала творчество гениального художника обращенным к будущему.

Вот почему Чехов стал особенно дорог и понятен нам после Великой Октябрьской социалистической революции. Писатель - патриот, он, как живой, входит в события наших дней.

Великие вожди революции В. И. Ленин и И. В. Сталин неоднократно обращались в своих выступлениях к произведениям А. П. Чехова. На произведениях его воспитывается эстетическое и нравственное чувство нашей молодёжи. Зоя Космодемьянская, героиня, чьё имя навсегда стало символом духовной красоты и морального величия советской молодёжи, записывает в своём школьном дневнике слова одного из героев Чехова, что «В человеке должно быть всё прекрасно».

Произведения Чехова учат нашу молодёжь ещё больше ценить светлое настоящее, ненавидеть чёрное прошлое.

Художник - реалист, подлинный новатор слова, Чехов был одним из лучших сыновей России, другом «умным, бесстрастным, правдивым». Вся жизнь, всё творчество его, весь путь был путём «вперёд и - выше! всё вперёд! и - выше!» (М. Горький).

В дни юности

Б. Земенков

Девятнадцатилетним юношей встретился А. П. Чехов с Москвой, которую он полюбил нежно и крепко на всю жизнь. Здесь он начинает свой литературный путь, в быте Москвы он черпал немало тем для своих рассказов.

А. П. Чехов приехал в Москву в 1879 году. Окончив таганрогскую гимназию, А. П. Чехов поступил в университет. Жили Чеховы на беднейшей улице Москвы тех лет - Трубной («Грачёвка»), застроенной обшарпанными, низкими домами, нередко деревянными. Вначале Чеховы снимали квартиру в церковном доме, «в подвальном этаже, - как вспоминает брат писателя Михаил Чехов, - в котором пахло сыростью и через окна под потолком виднелись одни только пятки прохожих». Но осенью Чеховы переехали в дом капитана Н. Л. Савицкого (ныне № 23), во второй этаж. Здесь началась литературная деятельность Антона Павловича опубликованием в петербургском журнале «Стрекоза» (1880 год. № 10) «Письма к ученому соседу».

Быт чеховской семьи тех лет тесно связан с творчеством А. П. Чехова. Отец писателя служил в те годы в амбаре купца Гаврилова, стяжателя и самодура. Через ряд лет в повести «Три года», в описании гнетущего быта семьи Лаптевых, близкие писателя узнают гавриловский амбар.

Московский университет тех лет произвёл на Чехова весьма тягостное впечатление, что нашло отражение в его «Скучной истории», где он пишет о мрачности университетских закопчённых коридоров, о ветхости его давно не ремонтированных построек, о недостатке света, об унылом виде помещений. Соседствующие с домом Савицкого места также запечатлены в его творчестве. Знаменитому воскресному рынку певчих птиц, голубей, собак, рыб посвящен один из лучших очерков писателя, «В Москве на Трубной площади».

После привольного Таганрога душная и пыльная в летние месяцы Москва трудно переносилась Чеховым. Воспользовавшись учительством брата писателя в Воскресенске (ныне Истра), вся семья на лето обычно перебиралась в этот «заштатный» подмосковный городок. На его окраине, в усадьбе Чикино, находилась образцовая земская больница, руководимая крупным врачом - общественником П. А. Архангельским. Вечерами у него собиралась молодежь, читали Щедрина и Тургенева, восторженно декламировали Некрасова. В Чилийской лечебнице Антон Павлович проходит медицинскую практику, а из наблюдений над больными рождаются его «Хирургия», «Беглец», «Токарь» и другие рассказы. Своеобразный быт этого маленького, уютного городка делается как бы неистощимым кладезем тематики чеховских рассказов. Беседы с местным почтмейстером дают ему тему «Экзамена на чин», а встреча с семьей командира стоявшей в Воскресенске батареи Маевского подсказывает ему тему рассказов «Детвора» и «Зелёная Коса». В доме же Маевского, из знакомства с офицерской средой, возникает у Чехова идея «Трёх сестёр», осуществлённая много позднее. После Истры ещё три года прожил Чехов в её окрестностях - в солнечном Бабкине. Местные события, пейзажи окружающих мест можно проследить почти во всех его рассказах этого времени. «Налим», «Дочь Альбиона», «Верочка», «Ведьма», «Недоброе дело» - все эти произведения выросли на бабкинском материале. Пытливо всматривался молодой Чехов в окружавшую его жизнь. Дни в Истре были не только медицинской школой студента Чехова: они были и писательской школой, которая помогла ему выработать в себе острое чувство наблюдения и анализа. Подытоживая свои воспоминания о Чехове, доктор Архангельский говорит: «Он не сделался врачом - практиком, но остался тонким диагностом душевных состояний человека...».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Обида Самбу

Бурят-Монгольский национальный округ

Театр

Герои чешского народа