Они возрождают Смоленск

А Парфенов| опубликовано в номере №543, январь 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

В клубе строителей собрались рабочие. Тут были и те, имена которых известны уже всему городу, и те, кто ещё только вчера прибыл на стройку. У каждого из них было одно нетерпеливое желание: побыстрей возродить славный русский город Смоленск.

Смоляне хорошо знают и любят историю своего города. Они гордятся ею, как только может гордиться советский человек, оберегающий славные традиции героического прошлого и приумножающий их новыми подвигами.

Строители внимательно слушают рассказ архитектора Белгородцева. Он говорит задушевно.

Люди пристально всматриваются в огромный, ярко разграфлённый лист бумаги с бесчисленным множеством клеток, линий и ловят каждое слово лектора.

- Генеральный план предусматривает чёткий силуэт города, - поясняет Белгородцев. - С востока Смоленск будет опираться на крайнюю башню старой городской крепости - Веселуху, - с запада - на древнюю башню - маяк Свирской церкви - и заканчиваться на вершине днепровских холмов величественным комплексом Дома Советов. Венцом городской панорамы будет стройная башня этого величественного сооружения, которое будет возвышаться над площадью Карла Маркса.

Рабочие пытливо следят за движением указки и мысленно представляют свой город величественным, красивым. Архитектор рисует всё новые и новые картины.

- Простой, по - русски яркий наряд Дома Советов резко выделит его среди других зданий, - говорит он. - Башня его, по мысли автора генерального плана, академика архитектуры Георгия Павловича Гольца, будет богато убрана цветистыми русскими кокошниками. Над Днепром склоны городских холмов будут усыпаны домами - коттеджами и многочисленными фруктовыми садами.

Строители глядят на учёного доверчиво, с уважением. Они знают, что архитектор Белгородцев составил проект района Поповки, написал несколько книг по истории архитектуры Смоленска и теперь настойчиво следит за осуществлением генерального плана.

Когда архитектор указывает, что к востоку от Дома Советов, высоко над Днепром, на том месте, где сейчас стоит башня - коммуна, будет установлена статуя великого Ленина, рабочие на мгновение отрывают взгляды от плана и смотрят на портрет вождя.

- За ней, - продолжает Белгородцев, - разбивается новая площадь. Здесь начнётся будущий проспект имени Отечественной войны. Он уходит расширяющимся лучом в сторону Киевского шоссе.

Потом архитектор говорит о музее Великой Отечественной войны, о клубе имени А. А. Андреева, о новом вокзале, о канале, идущем от Днепра в сторону Дома колхозника, о жилых домах железнодорожников, рабочих мясокомбината, текстильщиков, и строители невольно загораются большой вдохновенной мечтой архитектора. Они уже воплотили мечту зодчих в новых домах, корпусах предприятий, выстроенных в Смоленске после войны. Теперь они, как сон, вспоминают осень 1943 года, когда город представлял груды камня, обгорелые коробки зданий с небольшим числом жителей, ютившихся в землянках, блиндажах, в бойницах старинной крепости.

То было тяжёлое время. Жизнь города замерла. Не было света, воды, все хлебозаводы, пекарни были уничтожены, свыше 90 процентов жилых домов превращено в руины. Фашистские варвары безжалостно разрушили всё то, что смоляне строили на протяжении сотен лет, что напряжённо, с любовью создали в годы сталинских пятилеток.

Историки города Смоленска ещё расскажут грядущим поколениям о незабываемых героических усилиях смолян по восстановлению родного города. Они непременно упомянут о том, как тысячи трудящихся Смоленска под руководством партийной организации днём и ночью восстанавливали гигантский хлебозавод и за десять суток отстроили его; как смоляне в течение последних пяти лет ежемесячно добровольно работали внеурочно по 15 - 20 часов на стройках.

Безмолвными свидетелями трудового подвига восстановителей Смоленска являются и исторические памятники города.

В величественных сооружениях древнего Смоленска, бережно реставрированных и восстановленных, отражены трудовой и ратный подвиги народа.

«Архитектура, - говорил русский писатель Н. В. Гоголь, - тоже летопись мира».

Вы проходите по шумным улицам города и невольно останавливаетесь перед входом в тихий Кутузовский садик, где стоит бронзовый бюст фельдмаршала, высокая скала - памятник с орлиным гнездом на вершине. В Кутузовском садике похоронены герои Великой Отечественной войны - освободители Смоленска. Их имена, высеченные в граните, отчётливо выступают на фоне древней стены, как символ неувядаемой воинской славы русского народа.

В центре города, в саду, возвышается памятник знаменитому русскому композитору М. И. Глинке, славному земляку смолян. На литой ограде выведены нотные линейки с чугунными знаками известных мотивов «Ивана Сусанина», «Руслана и Людмилы».

Рядом простирается огромный корпус Медицинского института, восстановленный и любовно украшенный самими студентами, преподавателями и профессорами института.

Большой благородный труд вложили смоляне а дело возрождения любимого города. Их работа может быть смело приравнена ко многим другим подвигам русского народа.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Обида Самбу

Бурят-Монгольский национальный округ